Онлайн-калькулятор по экономике Онлайн-калькуляторы
Внутренняя и внешняя среда фирмы Налоговая нагрузка
Оборотные средства Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
Экономика предприятия Оценка и страхование рисков
Расчет амортизации Показатели эффективности основных средств

Структура организации

Примеры организационных структур

Содержание

  1. Традиционная организация
  2. Элементы проектирования организации
  3. Формирование множества критериев оценки вариантов структуры организации
  4. Элементы проектирования организации
  5. Паспорт предприятия

Термин «организационная структура» сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями: вверх-вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.

Недостатки при проектировании структуры организации:

Вывод: необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует приспособляемости, тем не менее она необходима для достижения последней).
Построение гибкой или обладающей какими-либо иными достоинствами организационной структуры является одной из задач так называемого «структурного зодчества».

Традиционная организация

Традиционная организация является комбинацией линейной и функциональной департаментизации в проектировании организации. Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на "ресурсной" основе: кадры, финансы, план, сырье и материалы и т.д.
Функциональная система линейно-функциональной организационной структуры

Основные структурные подразделения предприятия

Основные структурные подразделения предприятия
1. Канцелярий
2. Служба делопроизводства
3. Секретариат
4. Бухгалтерия
5. Лаборатория технико-экономических исследований
6. Служба оперативного управления производством
7. Отдел кадров
8. Отдел внешнеэкономических связей
9. Юридическая служба
10. Hayчно-исследовательский отдел
11. Служба безопасности
12. Плановый отдел
13. Отдел сбыта
14. Отдел технического контроля
15. Конструкторский отдел
16. Центральная заводская лаборатория измерительной техники и инструмента
17. Отдел метрологии
18. Отряд военизированной охраны (ВОХР)
19. Планово-экономический отдел
20. Производственно-диспетчерский отдел
21. Технический отдел
22. Склад материалов и готовой продукции
23. Отдел стандартизации
24. Финансовый отдел
25. Вычислительный центр
26. Отдел организации труда и заработной платы
27. Финансово-сбытовой отдел
28. Опытное производство
29. Отдел механизации и автоматизации
30. Бюро маркетинговых исследований
31. Отдел подготовки кадров
32. Испытательный чех
33. Отдел научно-технической информации
34. Отдел главного технолога
35. Опытный цех
36. Отдел материально-технического снабжения
37. Инструментальный отдел
38. Отдел главного механика
39. Отдел комплектации и внешней кооперации
40. Конструкторско-технический отдел
41. Цехи вспомогательного производства
42. Отдел главного конструктора
43. Отдел капитального строительства
44. Производственные (механообрабатывающие, сборочные. др.) цехи
45. Отдел охраны труда и техники безопасности
46. Бюро подготовки кадров
47. Опытно-экспериментальный цех
48. Научно-исследовательская лаборатория
49. Бюро охраны окружающей среды
50. Отдел маркетинговых исследований
51. Производство №1,2,3
52. Энергомеханический отдел
53. Отдел главного энергетика
54. Транспортный цех
55. Служба управления персоналом
56. Ремонтно-строительный цех
57. Специальное конструкторское бюро
58. Энергоцех
59. Отдел изобретательства и патентоведения
60. Инструментальный цех
61. Ремонтно-механический цех

Элементы проектирования организации

Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации: Разделение труда и специализация
Разделение труда в организации происходит по двум направлениям:

Департаментизация и кооперация

Связи в организации и координация
В организации координация действий выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.
Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации.
Горизонтальные связи - это связи между двумя или более равными по положению в иерарахии или статусу частями или членами организации. Их главное назначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем.

Масштаб управляемости и контроля
Факторы, влияющие на определение масштаба управляемости:

Другая группа факторов связана с теми, кем руководят и кто руководит:Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к самому руководству и организации:

Иерархия в организации и ее звенность
Иерархия в организации это просто структура власти, или звенность.
Уровнем управления в организации считается та ее часть, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижерасположенными частями. Например, завод - цех - производственный участок - бригада. В таком случае на заводе будет всего четыре уровня управления, завод будет иметь четырехзвенную систему управления.

Распределение прав и ответственности
Системы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии.

Централизация и децентрализация
Централизация - это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организаци. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.
Децентрализация - это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.
Степень централизации или децентрализации в организации или ее подразделениях измеряются с помощью переменных:

Дифференциация и интеграция
Дифференциация - это деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Дифференциация - это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос, предъявляемый внешней средой и, в частности, ее институтами, находящимися в непосредственном сопрокосновении с организацией.
Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.

Формирование множества критериев оценки вариантов структуры организации

Для анализа предлагаются 1-3 альтернативных варианта структуры для организации. Каждый новый вариант структуры организации характеризуется:
  1. по типу оргструктуры (простая, функциональная, дивизиональная, матричная, сетевая);
  2. схема подчиненности (в виде иерархии);
  3. степень централизации/децентрализации и т.д.

Формирование множества критериев оценки вариантов
Список критериев оценки:

Далее оценивается вес каждого критерия в баллах так, чтобы общая сумма весов всех критериев была равна 100 баллов. Вес каждого критерия обосновывается. Например, для организаций, действующих на нестабильных рынках с постоянно изменяющимися условиями, критерии "адаптивность" и "оперативность" должны иметь более высокий вес. Для организаций, где очень высока цена ошибки, повышенный вес должны иметь критерии "возможность компетентного управления" и "контролируемость решений". Для обслуживающих организаций, ориентированных на клиентов с индивидуальными потребностями, повышенный вес должны иметь критерии "ответственность за конечный результат", "мотивация".

Экспертная оценка вариантов по критериям

Пример таблицы с экспертными оценками вариантов структуры:

Наименование критерияВес критерияОценка варианта 1Оценка варианта 2
Возможность компетентного управления
Оперативность управления
Контролируемость работы подразделений
Координируемость решений
Адаптивность оргструктуры к изменению рынка
Затраты на административный аппарат
Мотивация новаторского подхода
Мотивация работы исполнителей
Ответственность подразделений за издержки и доходы
Итоговый балл10049.178

Например, для централизованных структур "контролируемость" и "скоординированность решений", как правило, выше, зато "оперативность" (при большом размере организации) - ниже. У децентрализованных структур, как правило, выше "мотивация сотрудников" и "ответственность за конечный результат".

Вычисление итоговой (интегральной) оценки вариантов. Для каждого варианта подсчитывается итоговая оценка структуры: оценку по каждому критерию нужно умножить на вес критерия и полученные результаты сложить.
Например, для варианта 1, приведенного в таблице, итоговая оценка вычисляется следующим образом: 10 • 0 + 5 • 0 + 5 • 0 + 15 • 0,625 + 20 • 1 + 5 • 0,5 + 10 • 1 + 15 • 0 + 15 • 0 = 41, 875.

Наилучшим считается вариант, получивший максимальную итоговую оценку.

Паспорт предприятия

В паспорте отражается информация по следующим пунктам.
ВКонтакте +7 912 459 33 67