Предприятие - обособленная целостная система
Слово "предприятие" происходит от слова предпринимать что-либо, вести дело. Условно можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны деятельности предприятия.Внутренняя деятельность предприятия заключена в непосредственном производстве товаров и услуг. Ее участниками являются трудовой коллектив в лице работников и управленцев; собственник предприятия (единоличный либо коллективный); предприниматель.
Предприятие - обособленная целостная система технологических, социальных, и экономических отношений, выступающая в качестве хозяйственной единицы - производителя продаваемых потребителям продуктов и услуг. Предприятие есть:
- комплекс средств производства, обладающих технологическим единством, приспособленный для изготовления определенного продукта или оказания услуг;
- коллектив людей, связанный определенными социально-экономическими отношениями и интересами;
- целостная микроэкономическая система с завершенным воспроизводственным процессом на основе обособления ресурсов при их полном самостоятельном обороте.
Полная экономическая свобода (самостоятельность), на базе частной собственности проявляется в следующем:
- полная самостоятельность предприятия: в распоряжении выпускаемой продукцией, полученной прибылью, установлении цен на продукцию, заработной платы, выборе партнеров и т.д.;
- полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности, вплоть до банкротства;
- наличие, наряда с общей целью - максимализацией прибыли, локальных целей производства: обеспечение выживаемости, завоевание рынка и т.п., т.е. свобода целеполагания.
Инфраструктура предприятия
Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом. Производственая структура предприятия1. Вспомогательные службы
Цех:
- Группа механика
- Группа энергетика
- Бюро интсрументального хозяйства
- Производственный участок
Цех:
- Материальная кладовая
- Кладовая готовых изделий
- Траспортная группа
- Лаборатория
Под социальной инфраструктурой пониматся совокупность сфер и отраслей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы в экономической системе в соответствии с ее потребностями и целевыми установками.
Социальная инфраструктура предприятия рассматривается как совокупность подсистем, включающая в себя следующие обобщенные и частные подсистемы (табл.):
- жилищно-бытовая: жилищная, общественного питания, бытового обслуживания;
- оздоровительная: здравоохранение, спорт, туризм,
- образовательная;
- культурно-психологическая: культура производства, искусство;
- коммуникационная: пассажирский транспорт, связь;
- финансово-кредитная: расчетное обслуживание, страхование, кредитование, пенсионное обслуживание;
- права и безопасности
Подсистемы | Цели финансирования | |
обобщенные | частные | |
ЖИЛИЩНО-БЫТОВАЯ | Жилищная | Удовлетворение жилищных, бытовых и естественных физиологических потребностей работников |
Общественное питание | ||
Бытовое обслуживание | ||
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ | Здравоохранение | Охрана и укрепление здоровья работников |
Спорт | ||
Туризм | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | Обеспечение профессионального развития работников | |
КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ | Культура производства | Обеспечение развития культурного и творческого потенциала работников |
Искусство | ||
КОММУНИКАЦИОННАЯ | Пассажирский транспорт | Обеспечение транспортной мобильности и информационного обслуживания работников |
Связь | ||
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ | Расчетное обслуживание | Обеспечение финансовой поддержки работников |
Кредитование | ||
Страхование | ||
Пенсионное обеспечение | ||
ПРАВА И БЕЗОПАСНОСТИ | Обеспечение правовой поддержки и безопасности работников |
- государственная социальная инфраструктура, включающая в себя учреждения социальной сферы, которые финансируются из федерального, регионального или муниципального бюджета, и правом пользоваться услугами которых на платной или бесплатной основе имеют работники предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности;
- рыночная социальная инфраструктура, включающая в себя организации, которые по договору могут оказывать работникам предприятия услуги социального характера;
- корпоративная социальная инфраструктура, включающая в себя организации социальной сферы, услуги которых предоставляются на особых условиях только работникам предприятий данной корпорации;
- внутрифирменная социальная инфраструктура, включающая в себя структурные подразделения и службы, обеспечивающие оказание услуг социального характера работникам предприятия.
На первом этапе определяются данные, характеризующие состояние социальной инфраструктуры; уточняется комплекс социальных услуг, которые предоставляются объектами социальной инфраструктуры, на основе:
- обобщения информации о подсистемах социальной инфраструктуры предприятия, степени их развития, объемах и стоимости предоставляемых ими услуг;
- выделения услуг, которые обеспечиваются за счет финансирования социальной инфраструктуры из фондов предприятия;
- определения по социальным услугам, не входящим в число услуг, оказываемых за счет финансирования предприятием объектов социальной инфраструктуры, форм и методов их финансирования.
На втором этапе определяются социальные потребности работников предприятия и формы и методы их финансирования. В рамках этого этапа могут также определяться прогнозные социальные потребности работников предприятия на 3-5 лет.
На третьем этапе формируется портфель социальных услуг на основе установленных финансовых нормативов.
- ПС - производственная подсистема;
- ИС - инженерная подсистема;
- ОС - обслуживающая подсистема;
- АС - административная подсистема;
- СС - социум;
- НС - нововведения, инновации.