Онлайн-калькулятор по экономике Онлайн-калькуляторы
Внутренняя и внешняя среда фирмы Налоговая нагрузка
Оборотные средства Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
Экономика предприятия Оценка и страхование рисков
Расчет амортизации Показатели эффективности основных средств

STEP-анализ

PEST-анализ

STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political).
Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом, но по сути – это одно и то же.
Основные положения STEP-анализа:
Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все они тесным и сложным образом взаимосвязаны.
- Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
- STEP-анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:
- Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают со STEP-факторами, они начинают не только говорить о внешнем окружении, но и думать о нем.
- У людей воспитывается культура учета факторов внешнего окружения и появляется «видение» внешнего окружения.
- Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения.
- Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.
- Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.
Проводить STEP-анализ несложно. Надо конкретизировать все социальные, технологические, экономические, политические факторы, влияющие на рынок и на развитие компании в нем.
В проведении STEP-анализа существуют некоторые этапы, которых необходимо придерживаться. А именно:
- Разработка перечня главных стратегических факторов, которые имеют высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
- Оценка важности каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
- Оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-ти балльной шкале: «пять» – сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» – отсутствие воздействия, угрозы.
- Определение взвешенной оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывание суммарной взвешенной оценки для данного предприятия.
STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, т.к. факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества, как системы.
STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.

Тенденции, имеющие существенное значение для корпоративной стратегии

ПолитикаЭкономика
Текущее законодательство на рынке · Будущие изменения в законодательстве · Европейское/международное законодательство · Регулирующие органы и нормы · Правительственная политика, изменение · Государственное регулирование конкуренции · Торговая политика · Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции · Выборы на всех уровнях власти · Финансирование, гранты и инициативы · Группы лоббирования/давления рынка · Международные группы давления · Экологические проблемы · Выборы Президента· Отношения организации с Правительством и федеральной властью в целом· Прочее влияние государства в отраслиЭкономическая ситуация и тенденции · Экономическая ситуация (ВВП)· Динамика ставки рефинансирования · Уровень инфляции · Инвестиционный климат в отрасли · Заграничные экономические системы и тенденции · Общие проблемы налогообложения · Налогообложение, определенное для продукта / услуг · Сезонность / влияние погоды · Рынок и торговые циклы · Платежеспособный спрос населения· Платежеспособный спрос главных потребителей продукта· Специфика производства · Товаропроводящие цепи и дистрибуция · Потребности конечного пользователя · Обменные курсы валют · Основные внешние издержки (Энергоносители, Транспорт, Сырье и комплектующие , Коммуникации )· Динамика занятости населения· Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции
СоциумТехнология
· Демография · Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы · Принятие нового Трудового кодекса· Структура доходов и расходов · Базовые ценности · Тенденции образа жизни · Здоровый образ жизни· Отношение к работе и отдыху· Отношение к образованию· Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии · Модели поведения покупателей · Мода и образцы для подражания · Главные события и факторы влияния · Мнения и отношение потребителей · Потребительские предпочтения · Представления СМИ · Точки контакта покупателей · Этнические / религиозные факторы · Реклама и связи с общественностью· Недоверие к рекламе со стороны конечных потребителей· Нехватка квалифицированных кадров· Развитие конкурентных технологий · Финансирование исследований · Связанные / зависимые технологии · Замещающие технологии/решения · Зрелость технологий · Изменение и адаптация новых технологий · Производственная емкость, уровень · Информация и коммуникации, влияние интернета · Потребители, покупающие технологии · Законодательство по технологиям · Потенциал инноваций · Доступ к технологиям, лицензирование, патенты · Проблемы интеллектуальной собственности
ГруппафакторовФакторПроявлениеВозможные ответные меры предприятия
1. ЭкономическиеУгроза высокихтемпов инфляции.Эмиссия денежнаяОбесценивание накоплений заводаВведение финансовыхопераций, сохраняющихпокупательную способность средств
Рост курса доллараТрудности с получением долгосрочных кредитовСокращение кап. строительства и свертываниеНИОКР с отдаленными вовремени результатами
1.2. Дефицит государственного бюджетаСокращение илипрекращение дотацийОтсутствие оплатыза продукциюЛоббирование в органахгосударственного управленияУлучшение качества технико-экономических обоснований проектов поновейшим методикам
1.3. Изменениеструктуры государственных расходов1.4. Спад производстваОтмена гос. заказана продукцию, задержка оплатыДефицит и удорожание ресурсовБанкротство поставщиков и покупателейСнятие с производствапродукции, ранее шедшейна гос. заказСтимулирование оказанияуслуг по кооперации и по-ставок с помощью кредитов поставщикам смежникам, бартер
1.5. Рост безработицы (в т. ч. из-за кон-версии)Удешевление рабочей силы. Высвобождение работни-ковФормирование рациональной кадровой структуры
1.6. Изменение системы налогообложенияОтток средств изсферы производства в бюджет Сокращение или ростплатежеспособногоспросаЗавышение себестоимостипродукции. Изыскание путей минимизации налогов.Нарушение налоговогозаконодательства или ростналоговой дисциплины.
2. Право-вые2.1. Принятие нормативных актов,имеющих обратнуюсилуНеобходимостьизыскания финансовых ресурсов дляпокрытия вновь установленных отчисленийДобиться льгот по исчислению налогооблагаемыхсумм и по налоговымставкам
2.2. Реестр монополистовРезкое увеличениеотчислений средствзаводов-монополистов вбюджетЛоббирование. Осторожная ассортиментная поли-тика (предпочтение немонопольным товарам)
3. Поли­тические3.1. Ориентация на рыночное регулиро­вание экономикиВозможность выбо­ра сферы хозяйст­венной деятельно­стиИзыскание новых направ­лений деятельности
Ослабление дисци­плины платежей и поставокСтрахование поставок, стимулирование партне­ров
3.2. Снижение ста­бильности в общест­веУвеличение веро­ятности социаль­ных потрясенийСтрахование от политиче­ских рисков
3.3. Проявление в органах государст­венной власти лобби от различных поли­тических группВлияние лобби на выработку полити­ческого курса и за­конотворчествоКосвенное стимулирова­ние участия в политике лиц, представляющих ин­тересы предприятия. Ак­тивная политическая по­зиция руководства пред­приятия
4. Междуна­родные4.1. Либерализация внешнеэкономиче­ского сотрудничест­ваВозможность выхо­да на внешний ры­нокПолучение международ­ного сертификата на про­дукцию
Приток зарубежных товаров-конкурентовИспользование ценового преимущества, снижение издержек
5. Соци­альные5.1. Рост мобильно­сти населенияОтток работников в т. ч. с вредных и тяжелых произ­водствСовершенствование сис­темы стимулирования. Ав­томатизация и механиза­ция труда
Снижение уровня образования5.3. Рост уровня об­разованияСнижение трудовой дисциплины и воз­никновение кон­фликтов. Проблемы освоения новых технологийРост эффективно­сти производстваСоздание службы соци­ально-психологической поддержки. Поддержание уровня вложений на про­фессиональную подготов­ку кадров
6. НТП(научно-техниче­ский про­гресс6.1. НТП в сфере производстваПоявление новых материалов, обору­дования, техноло­гииДополнительные вложе­ния в ноу-хау и обновле­ние мощностей
Сокращение сроков амортизацииУвеличение объема амор­тизационных отчислений
6.2. НТП в социаль­ной сфереРост уровня по­требностей населе­нияМаркетинг. Улучшение условий труда и быта ра­ботников предприятия

Условная взвешенная оценка степени влияния факторов среды на организацию

Факторы среды

вес фактора

оценка

взвешенная оценка

факторы макросреды

Экономические

1



1. рост налогов и пошлин

0,2

-10

-2

2. уровень инфляции

0,15

-10

-1,5

3. инвестиционный климат в отрасли

0,15

+1

+0,15

4. рост безработицы

0,1

-5

-0,15

5. платежеспособность населения

0,3

+50

+15

6. изменения курсов валют

0,1

-20

-2

Политико-правовые

1



1. действующая законодательная база

0,15

+10

+1,5

2. международное законодательство

0,1

0

0

3. регулирующие органы

0,1

-10

-1

4. изменение правил ввоза импортной продукции

0,2

-20

-4

5. ужесточение гос. контроля

0,15

-15

-2,25

6. торговая политика

0,1

+20

+2

7. гос.контроль и регулирование конкуренции

0,2

+5

+1

Социально-культурные

1



1. снижение уровня жизни

0,05

-5

-0,25

2. повышение уровня жизни

0,2

+10

+2

3. демографическая ситуация

0,1

+20

+2

4. тенденции образа жизни

0,1

+30

+3

5. бренд, репутация компании

0,15

+10

+1,5

6. мнение и отношение потребителей

0,2

+40

+8

7. реклама, СМИ

0,2

+30

+6

Технологические

1



1. развитие конкурентных технологий

0,35

+20

+7

2. финансирование НИР

0,2

+10

+2

3. информации, коммуникации и влияние Интернета

0,2

+25

+5

4. потенциал инноваций

0,15

0

0

5. нанотехнологии

0,1

+2

+0,2

факторы ближайшего окружения

Поставщики

1



1. изменение ценовой политики поставщиков

0,3

-5

-1,5

2. появление новых поставщиков

0,2

+10

+2

3. сбои в поставках

0,5

-20

-1

Потребители

1



1. степень мотивации потребителей

0,15

+10

+1,5

2. демографические характеристики

0,1

+20

+2

3. воздействие СМИ и рекламы

0,2

+40

+8

4. повышение потребительского спроса

0,2

+20

+4

5. снижение потребительского спроса

0,15

-10

-1,5

6. платежеспособность населения

0,2

+20

+4

Конкуренты

1



1. появление новых конкурентов

0,275

-10

-2,75

2. ценовая политика конкурентов

0,275

-5

-1,375

3. степень взаимовлияния конкурентов и организации

0,45

-10

-4,5





Итого

7

+248

+52,075




Из этой таблицы хорошо видно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние. Исходя из вышеперечисленных данных, делается вывод, какие факторы оказывают наибольшее положительное и отрицательное влияние.
Для более полного представления полученные данные необходимо расположить в порядке убывания их степени воздействия.
Условный рейтинг внешних возможностей и угроз.

№ п/п

Возможности

Угрозы

1

платежеспособность населения

степень взаимовлияния конкурентов и организации

2

мнение и отношение потребителей

изменение правил ввоза импортной продукции

3

воздействие СМИ и рекламы

появление новых конкурентов

4

развитие конкурентных технологий

ужесточение гос. контроля

5

информации, коммуникации и влияние Интернета

рост налогов и пошлин

6

повышение потребительского спроса

изменения курсов валют

7

тенденции образа жизни

снижение потребительского спроса

8

торговая политика

изменение ценовой политики поставщиков

9

повышение уровня жизни

ценовая политика конкурентов

10

демографическая ситуация

уровень инфляции

11

финансирование НИР

регулирующие органы

12

появление новых поставщиков

сбои в поставках

13

степень мотивации потребителей

снижение уровня жизни

14

действующая законодательная база

рост безработицы

15

бренд, репутация компании


16

инвестиционный климат в отрасли


17

гос.контроль и регулирование конкуренции


18

нанотехнологии

ВКонтакте +7 912 459 33 67