STEP-анализ
PEST-анализ
STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political).Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом, но по сути – это одно и то же.
Основные положения STEP-анализа:
Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все они тесным и сложным образом взаимосвязаны.
- Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
- STEP-анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:
- Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают со STEP-факторами, они начинают не только говорить о внешнем окружении, но и думать о нем.
- У людей воспитывается культура учета факторов внешнего окружения и появляется «видение» внешнего окружения.
- Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения.
- Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.
- Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.
Проводить STEP-анализ несложно. Надо конкретизировать все социальные, технологические, экономические, политические факторы, влияющие на рынок и на развитие компании в нем.
В проведении STEP-анализа существуют некоторые этапы, которых необходимо придерживаться. А именно:
- Разработка перечня главных стратегических факторов, которые имеют высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
- Оценка важности каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
- Оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-ти балльной шкале: «пять» – сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» – отсутствие воздействия, угрозы.
- Определение взвешенной оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывание суммарной взвешенной оценки для данного предприятия.
STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, т.к. факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества, как системы.
STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.
Тенденции, имеющие существенное значение для корпоративной стратегии
Политика | Экономика |
Текущее законодательство на рынке · Будущие изменения в законодательстве · Европейское/международное законодательство · Регулирующие органы и нормы · Правительственная политика, изменение · Государственное регулирование конкуренции · Торговая политика · Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции · Выборы на всех уровнях власти · Финансирование, гранты и инициативы · Группы лоббирования/давления рынка · Международные группы давления · Экологические проблемы · Выборы Президента· Отношения организации с Правительством и федеральной властью в целом· Прочее влияние государства в отрасли | Экономическая ситуация и тенденции · Экономическая ситуация (ВВП)· Динамика ставки рефинансирования · Уровень инфляции · Инвестиционный климат в отрасли · Заграничные экономические системы и тенденции · Общие проблемы налогообложения · Налогообложение, определенное для продукта / услуг · Сезонность / влияние погоды · Рынок и торговые циклы · Платежеспособный спрос населения· Платежеспособный спрос главных потребителей продукта· Специфика производства · Товаропроводящие цепи и дистрибуция · Потребности конечного пользователя · Обменные курсы валют · Основные внешние издержки (Энергоносители, Транспорт, Сырье и комплектующие , Коммуникации )· Динамика занятости населения· Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции |
Социум | Технология |
· Демография · Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы · Принятие нового Трудового кодекса· Структура доходов и расходов · Базовые ценности · Тенденции образа жизни · Здоровый образ жизни· Отношение к работе и отдыху· Отношение к образованию· Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии · Модели поведения покупателей · Мода и образцы для подражания · Главные события и факторы влияния · Мнения и отношение потребителей · Потребительские предпочтения · Представления СМИ · Точки контакта покупателей · Этнические / религиозные факторы · Реклама и связи с общественностью· Недоверие к рекламе со стороны конечных потребителей· Нехватка квалифицированных кадров | · Развитие конкурентных технологий · Финансирование исследований · Связанные / зависимые технологии · Замещающие технологии/решения · Зрелость технологий · Изменение и адаптация новых технологий · Производственная емкость, уровень · Информация и коммуникации, влияние интернета · Потребители, покупающие технологии · Законодательство по технологиям · Потенциал инноваций · Доступ к технологиям, лицензирование, патенты · Проблемы интеллектуальной собственности |
Группафакторов | Фактор | Проявление | Возможные ответные меры предприятия |
1. Экономические | Угроза высокихтемпов инфляции.Эмиссия денежная | Обесценивание накоплений завода | Введение финансовыхопераций, сохраняющихпокупательную способность средств |
Рост курса доллара | Трудности с получением долгосрочных кредитов | Сокращение кап. строительства и свертываниеНИОКР с отдаленными вовремени результатами | |
1.2. Дефицит государственного бюджета | Сокращение илипрекращение дотацийОтсутствие оплатыза продукцию | Лоббирование в органахгосударственного управленияУлучшение качества технико-экономических обоснований проектов поновейшим методикам | |
1.3. Изменениеструктуры государственных расходов1.4. Спад производства | Отмена гос. заказана продукцию, задержка оплатыДефицит и удорожание ресурсовБанкротство поставщиков и покупателей | Снятие с производствапродукции, ранее шедшейна гос. заказСтимулирование оказанияуслуг по кооперации и по-ставок с помощью кредитов поставщикам смежникам, бартер | |
1.5. Рост безработицы (в т. ч. из-за кон-версии) | Удешевление рабочей силы. Высвобождение работни-ков | Формирование рациональной кадровой структуры | |
1.6. Изменение системы налогообложения | Отток средств изсферы производства в бюджет Сокращение или ростплатежеспособногоспроса | Завышение себестоимостипродукции. Изыскание путей минимизации налогов.Нарушение налоговогозаконодательства или ростналоговой дисциплины. | |
2. Право-вые | 2.1. Принятие нормативных актов,имеющих обратнуюсилу | Необходимостьизыскания финансовых ресурсов дляпокрытия вновь установленных отчислений | Добиться льгот по исчислению налогооблагаемыхсумм и по налоговымставкам |
2.2. Реестр монополистов | Резкое увеличениеотчислений средствзаводов-монополистов вбюджет | Лоббирование. Осторожная ассортиментная поли-тика (предпочтение немонопольным товарам) | |
3. Политические | 3.1. Ориентация на рыночное регулирование экономики | Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности | Изыскание новых направлений деятельности |
Ослабление дисциплины платежей и поставок | Страхование поставок, стимулирование партнеров | ||
3.2. Снижение стабильности в обществе | Увеличение вероятности социальных потрясений | Страхование от политических рисков | |
3.3. Проявление в органах государственной власти лобби от различных политических групп | Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество | Косвенное стимулирование участия в политике лиц, представляющих интересы предприятия. Активная политическая позиция руководства предприятия | |
4. Международные | 4.1. Либерализация внешнеэкономического сотрудничества | Возможность выхода на внешний рынок | Получение международного сертификата на продукцию |
Приток зарубежных товаров-конкурентов | Использование ценового преимущества, снижение издержек | ||
5. Социальные | 5.1. Рост мобильности населения | Отток работников в т. ч. с вредных и тяжелых производств | Совершенствование системы стимулирования. Автоматизация и механизация труда |
Снижение уровня образования5.3. Рост уровня образования | Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов. Проблемы освоения новых технологийРост эффективности производства | Создание службы социально-психологической поддержки. Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров | |
6. НТП(научно-технический прогресс | 6.1. НТП в сфере производства | Появление новых материалов, оборудования, технологии | Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощностей |
Сокращение сроков амортизации | Увеличение объема амортизационных отчислений | ||
6.2. НТП в социальной сфере | Рост уровня потребностей населения | Маркетинг. Улучшение условий труда и быта работников предприятия |
Условная взвешенная оценка степени влияния факторов среды на организацию
Факторы среды | вес фактора | оценка | взвешенная оценка |
факторы макросреды | |||
Экономические | 1 | ||
1. рост налогов и пошлин | 0,2 | -10 | -2 |
2. уровень инфляции | 0,15 | -10 | -1,5 |
3. инвестиционный климат в отрасли | 0,15 | +1 | +0,15 |
4. рост безработицы | 0,1 | -5 | -0,15 |
5. платежеспособность населения | 0,3 | +50 | +15 |
6. изменения курсов валют | 0,1 | -20 | -2 |
Политико-правовые | 1 | ||
1. действующая законодательная база | 0,15 | +10 | +1,5 |
2. международное законодательство | 0,1 | 0 | 0 |
3. регулирующие органы | 0,1 | -10 | -1 |
4. изменение правил ввоза импортной продукции | 0,2 | -20 | -4 |
5. ужесточение гос. контроля | 0,15 | -15 | -2,25 |
6. торговая политика | 0,1 | +20 | +2 |
7. гос.контроль и регулирование конкуренции | 0,2 | +5 | +1 |
Социально-культурные | 1 | ||
1. снижение уровня жизни | 0,05 | -5 | -0,25 |
2. повышение уровня жизни | 0,2 | +10 | +2 |
3. демографическая ситуация | 0,1 | +20 | +2 |
4. тенденции образа жизни | 0,1 | +30 | +3 |
5. бренд, репутация компании | 0,15 | +10 | +1,5 |
6. мнение и отношение потребителей | 0,2 | +40 | +8 |
7. реклама, СМИ | 0,2 | +30 | +6 |
Технологические | 1 | ||
1. развитие конкурентных технологий | 0,35 | +20 | +7 |
2. финансирование НИР | 0,2 | +10 | +2 |
3. информации, коммуникации и влияние Интернета | 0,2 | +25 | +5 |
4. потенциал инноваций | 0,15 | 0 | 0 |
5. нанотехнологии | 0,1 | +2 | +0,2 |
факторы ближайшего окружения | |||
Поставщики | 1 | ||
1. изменение ценовой политики поставщиков | 0,3 | -5 | -1,5 |
2. появление новых поставщиков | 0,2 | +10 | +2 |
3. сбои в поставках | 0,5 | -20 | -1 |
Потребители | 1 | ||
1. степень мотивации потребителей | 0,15 | +10 | +1,5 |
2. демографические характеристики | 0,1 | +20 | +2 |
3. воздействие СМИ и рекламы | 0,2 | +40 | +8 |
4. повышение потребительского спроса | 0,2 | +20 | +4 |
5. снижение потребительского спроса | 0,15 | -10 | -1,5 |
6. платежеспособность населения | 0,2 | +20 | +4 |
Конкуренты | 1 | ||
1. появление новых конкурентов | 0,275 | -10 | -2,75 |
2. ценовая политика конкурентов | 0,275 | -5 | -1,375 |
3. степень взаимовлияния конкурентов и организации | 0,45 | -10 | -4,5 |
Итого | 7 | +248 | +52,075 |
Для более полного представления полученные данные необходимо расположить в порядке убывания их степени воздействия.
Условный рейтинг внешних возможностей и угроз.
№ п/п | Возможности | Угрозы |
1 | платежеспособность населения | степень взаимовлияния конкурентов и организации |
2 | мнение и отношение потребителей | изменение правил ввоза импортной продукции |
3 | воздействие СМИ и рекламы | появление новых конкурентов |
4 | развитие конкурентных технологий | ужесточение гос. контроля |
5 | информации, коммуникации и влияние Интернета | рост налогов и пошлин |
6 | повышение потребительского спроса | изменения курсов валют |
7 | тенденции образа жизни | снижение потребительского спроса |
8 | торговая политика | изменение ценовой политики поставщиков |
9 | повышение уровня жизни | ценовая политика конкурентов |
10 | демографическая ситуация | уровень инфляции |
11 | финансирование НИР | регулирующие органы |
12 | появление новых поставщиков | сбои в поставках |
13 | степень мотивации потребителей | снижение уровня жизни |
14 | действующая законодательная база | рост безработицы |
15 | бренд, репутация компании | |
16 | инвестиционный климат в отрасли | |
17 | гос.контроль и регулирование конкуренции | |
18 | нанотехнологии |