Безработица в РФ
Содержание- Уровень безработицы
- Уровень безработицы в РФ
- Совершенствование государственной политики занятости в 2011 году
- Совершенствование государственной политики занятости в 2012 году
- Безработица и потенциальный ВВП
- Безработица РФ в 2012 году
- Безработица РФ в 2013 году
- Безработица РФ в 2014 году
- Безработица РФ в 2015 году
- Безработица РФ в 2016 году
- Безработица РФ в 2017 году
- Безработица РФ в 2018 году
- Безработица РФ в 2019 году
- Безработица РФ в 2020 году
Не рабочая сила: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды, лица не хотят или не могут работать и работу не ищут, студенты дневного отделения; вышедшие на пенсию; домохозяйки; бродяги; люди, прекратившие поиск работы
L = E + U
Циклическая безработица связана с ростом и падением производства.
Структурная безработица вызвана несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы.
Фрикционная безработица связана с добровольным переходом работников с одной работы на другую.
К фрикционным безработным относятся:
1) уволенные с работы по приказу администрации;
2) уволившиеся по собственному желанию;
3) ожидающие восстановления на прежней работе;
4) нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
5) сезонные рабочие (не в сезон);
6) люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.
Фактический уровень безработицы
Уровень фрикционной безработицы = ФБ / L
Уровень структурной безработицы = СБ / L
Естественный уровень безработицы = УФБ + УСБ
Уровень безработицы
Уровень безработицы 10% (100 - 90).
Уровень трудоспособного населения: L =146/0,1 = 1460 тыс.
Безработные - лица, не работающие, но ищущие работу.
U1 = 50 - 10 = 40 (структурная безработица)
U2 = 40 - из числа военнослужащих, решившие искать работу (фрикционная безработица)
U = 40 + 40 = 80 тыс.
Экономически активное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.
Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численность занятых включаются лица, которые выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, которые временно отсутствовали на работе, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации.
Безработные (применительно к стандартам Международной организации труда) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи и т.д., или предпринимали шаги к организации собственного дела;
- были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в государственном учреждении службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу, готовые приступить к ней.
Уровень экономической активности населения - отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.
Уровень занятости - отношение численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.
Уровень безработицы - отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.
Уровень зарегистрированной безработицы - отношение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, к численности экономически активного населения, рассчитанное в процентах.
Уровень безработицы в РФ
Год | Безработные, тыс.чел. | Численность экономически активного населения, тыс.чел. | Уровень безработицы, % |
2000 | 7699.5 | 72770.0 | 10.6 |
2001 | 6423.7 | 71546.6 | 9.0 |
2002 | 5698.3 | 72357.1 | 7.9 |
2003 | 5933.5 | 72273.0 | 8.2 |
2004 | 5666.0 | 72984.7 | 7.8 |
2005 | 5242.0 | 73581.0 | 7.1 |
2006 | 5250.2 | 74418.9 | 7.1 |
2007 | 4518.6 | 75288.9 | 6.0 |
2008 | 4697.0 | 75700.1 | 6.2 |
2009 | 6283.7 | 75694.2 | 8.3 |
2010 | 5544.2 | 75477.9 | 7.3 |
2011 | 4922.4 | 75779.0 | 6.5 |
2012 | 4130.7 | 75676.1 | 5.5 |
2013 | 4137.4 | 75528.9 | 5.5 |
2014 | 3889.4 | 75428.4 | 5.2 |
2015 | 4100 | 75500 | 5.8 |
2016 | 4200 | 76600 | 5.5 |
2017 | 4000 | 72100 | 5.2 |
2018 |
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей
- Стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- Переподготовка (повышение квалификации);
- Профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- Создание собственного дела (самозанятость);
- Общественные и временные работы;
- Переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2010 году
Меры борьбы с безработицей в 2010.Государственное регулирование рынка труда в условиях кризиса.
Численность безработных по методологии МОТ сократилась с 6,6 млн. человек в I квартале 2010 года (8,8% экономически активного населения) до 5,2 млн. человек в IV квартале 2010 года (6,9% экономически активного населения).
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, уменьшилась с 2,2 млн. человек в январе 2010 года (3,0% экономически активного населения) до 1,6 млн. человек в декабре 2010 года (2,1% экономически активного населения).
Основным направлением в 2010 году стало снижение напряженности на рынке труда, посредством реализации федеральных программ. На борьбу с безработицей в 2010 г. субъекты РФ получили 40,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Большинство программ было нацелено на сохранение социальной стабильности.
По данным служб занятости страны, в РФ было открыто открыто 724 тыс. вакансий.
Другой разновидностью поддержки безработных стала реализация программы самозанятости – выделение безработным субсидии размером 58,8 тыс. рублей на открытие собственного дела. Эта мера поддержка стала одной из самых эффективных. Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4% его прекратили.
С начала реализации антикризисных мер в сфере малого и среднего бизнеса было создано в пять раз больше рабочих мест, чем до начала кризиса.
При реализации программы занятости населения удалось трудоустроить каждого второго гражданина, обратившегося на биржу труда.
На 37% увеличилось количество граждан, решивших открыть свое дело.
Опережающее профессиональное обучение в 2010 году прошли 137,9 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения (т.е. вынужденных трудиться неполный рабочий день, идти в отпуск без сохранения заработной платы или попавших под сокращение). Они смогли получить новую или смежную специальность, повысить свою квалификацию.
В рамках мероприятия по опережающему профессиональному обучению штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда, прошли переобучение 100 сотрудников авиакомпаний.
В общественных и временных работах приняли участие 1449,6 тыс. человек.
115,9 тыс. выпускников школ, ссузов и вузов получили опыт работы во время стажировок и тем самым повысили свои шансы при поиске работы.
В рамках региональных программ оказано содействие в трудоустройстве 7,7 тыс. инвалидам. Работодатели использовали субсидию в 30 тысяч рублей для оснащения рабочего места инвалида, с учетом особенностей здоровья работника.
За 2010 года оказана адресная поддержка при переезде в другую местность в целях трудоустройства 9,0 тыс. гражданам.
В 2010 году в рамках программы самозанятости фактически открыли собственное дело 199,0 тыс. безработных граждан. При этом они создали 67,9 тыс. дополнительных рабочих мест для безработных (в том числе 11,4 тыс. рабочих мест создали предприниматели, открывшие дело в 2009 году).
В 2010 году 12,2 млн. человек получили государственные услуги в области содействия занятости населения. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации прошли 456 тыс. безработных. Почти 793 тыс. человек приняли участие в оплачиваемых общественных работах. Около 85 тыс. безработных, испытывающих трудности в поиске работы, были заняты на временных работах. Получили содействие в открытии собственного дела 285,5 тыс. безработных. На временные работы были трудоустроены 965,5 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, или почти 94% от общей численности учащихся, обратившихся за содействием в поиске работы в свободное от учебы время. Около 30% выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые и обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, были трудоустроены при содействии органов службы занятости (24,8 тыс. человек).
Организованы и проведены специальные мероприятия по обеспечению занятости работников ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», по опережающему профессиональному обучению штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизаций и переходом авиакомпаний на современные воздушные судна. Специальные программы реализовывались в Северо-Кавказском федеральном округе и в монопрофильных населенных пунктах.
Для поддержания занятости населения моногородов мероприятия региональных программ активно реализовывались на градообразующих предприятиях и в моногородах. Фактически в мероприятиях участвовало 425,0 тыс. человек, из которых:
- опережающее профессиональное обучение проходили 39,3 тыс. человек;
- в общественных и временных работах участвовали 333,4 тыс. человек;
- проходили стажировку 20,2 тыс. человек;
- получили поддержку в открытии собственного дела 33,2 тыс. человек;
- переехали в другую местность с целью временного трудоустройства более 1,5 тыс. человек;
- оказано содействие в трудоустройстве 893 инвалидам.
Совершенствование государственной политики занятости в 2011 году
Меры борьбы с безработицей в 2011.Направления совершенствования мер по сокращению безработицы:
- развитие мобильных трудовых ресурсов;
- информационное сопровождение безработных.
Причины безработицы в 2011 году:
- сезонные факторы (январь-февраль 2011 года, фрикционная безработица составила 0,7%);
Задача правительства в 2011 году заключается в формировании цивилизованного рынка труда, спроса и стимулов для переобучения.
Основное внимание будет уделено обновлению основных фондов предприятий и развитию высокотехнологичных производств, что позволит создать дополнительные рабочие места и повысить квалификацию работников.
В 2011 году акцент будет смещен в сторону опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения. Прежде всего, такая мера будет реализовываться на предприятиях, проводящих модернизацию. Эти программы носят исключительно адресный характер: служба занятости направляет на переобучение лишь в том случае, если есть конкретное рабочее место для конкретного человека. Сохраняется и такое направление, как самозанятость – выделение безработным субсидии размером 58,8 тыс. рублей на открытие собственного дела. Лишь 2-3% людей, открывших свой бизнес в 2009-2010 годах, впоследствии его закрыли.
Особое внимание будет уделено моногородам. На начало 2011 года в 129 моногородах из 335 уровень регистрируемой безработицы превышал среднероссийский (2,1%), а в 26 - достиг 5%. Число безработных, проживающих в моногородах, составляет 180 тыс. человек.
Основная задача в 2011 году заключается в создании долгосрочных основ для обеспечения занятости в моногородах. В 2011 году программа поддержки моногородов будет расширена еще на 15 городов.
Основные меры поддержки моногородов:
- привлечение бизнеса с помощью государственных механизмов стимулирования привлечения в моногорода частного бизнеса;
- предоставление госгарантий;
- госзаказ;
- национализация в кризисный момент.
Совершенствование государственной политики занятости в 2011 году
В целях совершенствования государственной политики занятости в 2011 году планируется подготовить изменения в Закон о занятости населения. Они будут касаться содействия самозанятости безработных граждан, возмещения затрат работодателей на оборудование специальных рабочих мест для инвалидов.Одновременно должна быть проведена работа по подготовке рынка труда к решению долгосрочных задач инновационного развития экономики. В первую очередь это касается организации опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению. Важно предусмотреть возможность их стажировки на предприятиях, применяющих передовые технологии, в целях получения новых профессиональных навыков и компетенций, а также организовать опережающее профессиональное обучение работников предприятий, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами.
Предусматривается провести комплекс мер, позволяющих расширить возможности трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, а также родителей детей-инвалидов, многодетных родителей. Прежде всего, это - организация их профессионального обучения и оборудование надомных рабочих мест и рабочих мест с гибкими формами занятости.
Уже в 2011 году в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда планируется организовать профессиональное обучение более 20 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, и планирующих возвращение к трудовой деятельности. Предусматривается создать около 4,6 тыс. рабочих мест для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей.
С 2011 года в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда и Концепции демографического развития РФ для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, предусмотрено профессиональное обучение. Будучи в отпуске, мамы смогут повысить квалификацию или получить новую специальность за счет государства. Участниками программы станут 22,2 тыс. женщин.
Кроме того, поддержка будет оказана родителям детей-инвалидов и многодетным родителям, которым сложно совмещать и работу, и уход за детьми. В 2011 году государство компенсирует затраты работодателя на оборудование рабочего места (в том числе на дому) для такой категории россиян. Выделяемые 50 тысяч рублей могут пойти на оборудование рабочего места (приобретение компьютера, телефона, рабочего стола, инструментов и т.п.). Работодатель вносит и собственные средства. Программа работает для незанятых россиян.
Совершенствование государственной политики занятости в 2012 году
Меры борьбы с безработицей в 2012.Баланс трудовых ресурсов будет формироваться с 2012 года в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования. Прогноз баланса будет являться базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.
Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов позволит:
- оценить уровень сбалансированности потенциального предложения на рынке труда (исходя из прогноза демографической ситуации);
- оценить уровень потенциального спроса на рабочую силу в части занятых рабочих мест (исходя из программы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу);
- определить структурные пропорции предложения и спроса на рынке труда по видам экономической деятельности;
- повысить эффективность регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов.
- прогноза социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, очередной финансовый год и плановый период, разрабатываемого Минэкономразвития России;
- данных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности, оказывающих непосредственное влияние на численность занятых в соответствующих секторах экономики и видах деятельности: Минобрнауки России, Минрегиона России, Минпромторга России, Минкомсвязи России, Минсельхоза России, Минэнерго России, Минтранса России, Минкультуры России, Минобороны России, Минфина России, ФМС России, Рослесхоза, ФСИН России, Росрыболовство;
- данных государственных внебюджетных фондов о численности застрахованных лиц по категориям и возрастным группам и ее предположительном изменении в прогнозируемом периоде.
Безработица и потенциальный ВВП
Американский экономист Артур Оукен сформулировал закон: превышение фактическим уровнем безработицы на 1% ее естественного уровня приводит к отставанию объема фактического ВНП от потенциального (при полной занятости) ВНП - на 2,5% (коэффициент Оукена).ВНП-дефицит = Реальный уровень безработицы - естественной уровень безработицы
ВНП-дефицит = фактическая безработица - естественная безработица
Реальный ВНП в данном году был равен V. Потенциальный ВНП равен V′. Фактический уровень безработицы составил u%. Найти приближенное значение естественного уровня безработицы, если коэффициент Оукена равен k = 2,5.
Закона Оукена:
где
V* - потенциальный ВНП;
V - реальный ВНП;
u* - естественная безработица;
u - фактическая безработица;
k - коэффициент Оукена.
Увеличение уровня безработицы c 8 до 10% привело к сокращению ВВП с 24 до 20 трлн. руб. Найти потенциальный ВВП.
Превышение безработицы составляет 10/8 = 1,25% ,что дает отставание ВВП на 1,25*2,5% = 3,125% объем потенциального ВВП.
ВНПП = (24 - 20) x 100% / 3,125% = 128 трлн. руб.
Увеличение уровня безработицы на 1% приводит к сокращению ВВП на 75 млн. руб. Найти потенциальный ВВП
Превышение безработицы составляет 1% ,что дает отставание ВВП на 2,5% от объема потенциального ВВП.
ВВПП = 75 x 100% / 2,5% = 3000 млн. руб.
Безработица РФ в 2012 году
Безработица в РФ в 2011 году (по методологии МОТ).- январь: 7.8%;
- февраль: 7.6%;
- март: 7.1%;
- апрель: 7.2%;
- май: 6.4%;
- июнь: 6.1%;
- июль: 6.5%;
- август: 6.1%;
- сентябрь: 6.0%;
- октябрь: 6.4%;
- ноябрь: 6.3%;
- декабрь: 6.1%;
- январь: 6.3%;
- февраль: 6.2%;
- март: 6.3%;
- апрель: 5.6%;
- май: 5.2%;
- июнь: 5.2%;
- июль: 5.2%;
- август: 5.0%;
- сентябрь: 5.0%;
- октябрь: 5.1%;
- ноябрь: 5.2%;
- декабрь: 5.1%;
Квартал | Циклическая безработица, % | Уровень общей безработицы, % | Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
I | 0.6 | 6.5 | 5.9 |
II | -0.1 | 5.5 | 5.6 |
III | -0.3 | 5.3 | 5.6 |
IV | 0.0 | 5.3 | 5.3 |
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2012 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2012 году
Меры борьбы с безработицей в 2012.- Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
- Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
Безработица РФ в 2013 году
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)- январь: 6.0%;
- февраль: 5.8%;
- март: 5.7%;
- апрель: 5.6%
- май: 5.2%;
- июнь: 5.4%;
- июль: 5.3%;
- август: 5.2%;
- сентябрь: 5.3%;
- октябрь: 5.5%;
- ноябрь: 5.4%;
- декабрь: 5.3%;
Квартал | Циклическая безработица, % | Уровень общей безработицы, % | Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
I | 0.5 | 5.8 | 5.3 |
II | -0.1 | 5.4 | 5.5 |
III | -0.3 | 5.3 | 5.6 |
IV | -0.1 | 5.4 | 5.5 |
По итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения в I квартале 2013 г. составила 75,3 млн. человек (на 477 тыс. человек больше, чем в I квартале прошлого года).
При росте численности экономически активного населения в январе-марте 2013 г. увеличилась численность занятых в экономике и в среднем за I квартал составила 70,9 млн. человек, что на 823 тыс. человек больше, чем в январе-марте прошлого года.
Рынок труда уже практически полностью восстановился после кризиса. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в I квартале 2013 г. составил 5,8% экономически активного населения. В марте в Российской Федерации общая численность безработных составила 4,3 млн. человек, что на 446,7 тыс. человек меньше, чем в марте 2012 года.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в I квартале 2013 г. стабилизировалась на уровне 1,1 млн. человек, при этом в конце марта 2012 г. в органах службы занятости было зарегистрировано на 229,9 тыс. человек больше.
По итогам 2013 года отмечается сокращение спроса на труд. Причина заключается в падении производства страны. Общая безработица продолжает оставаться на более высоком уровне, чем в прошлом году.
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2013 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2013 году
Меры борьбы с безработицей в 2013.- Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
- Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
- Выделение средств субъектам Российской Федерации на трудоустройство специально оборудованные рабочие места 14,2 тысячи инвалидов, а также содействовать занятости 20,3 тысячи граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (включая республики Северного Кавказа).
- Ужесточение трудового законодательства в области не легальной миграции
Безработица РФ в 2014 году
Уровень безработицы в 2014 году составил 5.2%.Ежемесячный уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
Месяц | Циклическая безработица, % | Уровень общей безработицы, % | Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
Январь | 0.6 | 5.6 | 5.0 |
Февраль | 0.4 | 5.6 | 5.2 |
Март | 0.2 | 5.4 | 5.2 |
Апрель | 0.1 | 5.3 | 5.2 |
Май | -0.3 | 4.9 | 5.2 |
Июнь | -0.3 | 4.9 | 5.2 |
Июль | -0.3 | 4.9 | 5.2 |
Август | -0.3 | 4.8 | 5.1 |
Сентябрь | -0.3 | 4.9 | 5.2 |
Октябрь | -0.1 | 5.1 | 5.2 |
Ноябрь | 0.0 | 5.2 | 5.2 |
Декабрь | 0.1 | 5.3 | 5.2 |
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2014 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2014 году
Меры борьбы с безработицей в 2014.- Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
- Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
На 2014 год планируется смена модели регулирования безработицы: сокращение неэффективных рабочих мест. Данная мера потребует реструктуризацию градообразующих предприятий, создание программ для повышения квалификации, освоения новой специальности. В 2014 году планируется разработка программ по стимулированию позднего выхода на пенсию для наиболее квалифицированных работников.
Трудовая деятельность мигрантов регулируется законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих упрощение привлечения в РФ высококвалифицированных специалистов (ВКС), а также легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности. Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы и желающий осуществлять трудовую деятельность в сферах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, обязан владеть русским языком на уровне не ниже базового. Патенты, дающие возможность мигрантам работать у частных лиц, были введены в России в июле 2010 года. Цена на сегодняшний день - 1216 рублей в месяц. С 22 марта 2014 года заявку на привлечение иностранной рабочей силы можно будет подавать круглый год, получать квоту как на текущий год, так и на следующий. Решение о включении работодателя в квоту или отказе ему будет приниматься в течение двух, максимум трех месяцев.
Усиливающиеся демографические ограничения, связанные с сокращением численности населения трудоспособного возраста приводят к сокращению экономически активного населения. По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения за 2014 год составила 75,4 млн. человек, что на 100 тыс. человек меньше, чем за 2013 год.
Сокращение предложения трудовых ресурсов позволило сохранить безработицу на исторически минимальном уровне. На протяжении 2014 года уровень безработицы (с исключением сезонного фактора) находился на уровне 5,1-5,2% от экономически активного населения. В абсолютных цифрах общая безработица в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилась на 248 тыс. человек, и составила 3,9 млн. человек. При этом численность занятых в экономике за 2014 год по сравнению с 2013 годом увеличилась на 148 тыс. человек и составила 71,5 млн. человек.
В целом при нестабильной складывающейся внешнеэкономической конъюнктуре, рынок труда не демонстрирует признаков кризисной ситуации, аналогичной 2009 году. Однако отдельные признаки потенциального ухудшения ситуации уже наблюдаются.
В 2014 году продолжилась реализация положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов (ВКС).
В сфере труда принят ФЗ от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым установлены особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) частными агентствами занятости или другими юридическими лицами, которые в соответствии с законодательством РФ о занятости населения в РФ вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала).
Принят ФЗ от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», который закрепил основы функционирования системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
Сформирован и начал работу Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте РФ (Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249), одной из основных задач которого является проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов.
По состоянию на конец 2014 года разработаны и утверждены 273 профессиональных стандарта.
Безработица РФ в 2015 году
Уровень безработицы в 2015 году составил 5.6%.Ежемесячный уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
Месяц | Циклическая безработица, % | Уровень общей безработицы, % | Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
Январь | 0.4 | 5.5 | 5.1 |
Февраль | 0.4 | 5.8 | 5.4 |
Март | 0.3 | 5.9 | 5.6 |
Апрель | 0.2 | 5.8 | 5.6 |
Май | -0.3 | 5.6 | 5.9 |
Июнь | -0.3 | 5.4 | 5.7 |
Июль | -0.2 | 5.3 | 5.5 |
Август | -0.3 | 5.3 | 5.6 |
Сентябрь | -0.3 | 5.2 | 5.5 |
Октябрь | -0.3 | 5.3 | 5.6 |
Ноябрь | -0.3 | 5.5 | 5.8 |
Декабрь | -0.3 | 5.5 | 5.8 |
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2015 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2015 году
Меры борьбы с безработицей в 2015.- Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
- Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
- Формированию пятилетнего прогноза о востребованности кадров со средним профессиональным образованием по стране и регионам на 5 лет
На 2015 год планируется продолжение смены модели регулирования безработицы: сокращение неэффективных рабочих мест. Данная мера потребует реструктуризацию градообразующих предприятий, создание программ для повышения квалификации, освоения новой специальности. В 2015 году планируется разработка программ по стимулированию позднего выхода на пенсию для наиболее квалифицированных работников.
Трудовая деятельность мигрантов регулируется законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих упрощение привлечения в РФ высококвалифицированных специалистов (ВКС), а также легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности. Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы и желающий осуществлять трудовую деятельность в сферах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, обязан владеть русским языком на уровне не ниже базового. Патенты, дающие возможность мигрантам работать у частных лиц, были введены в России в июле 2010 года.
В сфере рынка труда в рамках антикризисных мероприятий принято постановление Правительства РФ от 22 января 2015 г. № 35 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ».
По результатам отбора было одобрено предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ 18 субъектов РФ (Алтайского края, Тверской области, Республики Татарстан, Самарской области, Нижегородской области, Тамбовской области, Республики Мордовия, Пензенской области, Кировской области, Свердловской области, Республики Башкортостан, Ивановской области, Саратовской области, Республики Коми, Республики Чувашия, Челябинской области, Владимирской области, Кемеровской области).
В этой связи в 2015 году принято 6 распоряжений Правительства Российской Федерации на общую сумму 3,9 млрд. рублей за счет средств субсидии из федерального бюджета.
В 2015 году общая численность участников дополнительных мероприятий составила 128734 человека, в том числе: на временные работы были трудоустроены 76768 человек, прошли опережающее профессиональное обучение 46535 человек, были трудоустроены в рамках мероприятий по социальной занятости инвалидов 4708 человек, количество социальных проектов для молодых граждан составило 723 единицы, численность участников мероприятий по реализации социальных проектов молодыми гражданами – 824 человека.
Принято распоряжение Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 1028-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)».
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 186-ФЗ внесены изменения в ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие право работников и бывших работников должника на обращение в арбитражный суд по взысканию с него выплаты задолженности по заработной плате и (или) выходным пособиям.
Безработица РФ в 2016 году
Прогноз Минэкономразвития (МЭР): 5.8% → 6.3%. Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)Месяц | Циклическая безработица, % | Уровень общей безработицы, % | Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
Январь | 0.1 | 5.8 | 5.7 |
Февраль | 0.2 | 5.8 | 5.6 |
Март | 0.4 | 6.0 | 5.4 |
Апрель | 0.2 | 5.9 | 5.7 |
Май | -0.1 | 5.6 | 5.7 |
Июнь | -0.2 | 5.4 | 5.6 |
Июль | -0.2 | 5.3 | 5.5 |
Август | -0.2 | 5.2 | 5.4 |
Сентябрь | -0.2 | 5.2 | 5.4 |
Октябрь | -0.2 | 5.4 | 5.6 |
Ноябрь | -0.2 | 5.4 | 5.6 |
Декабрь | -0.2 | 5.3 | 5.5 |
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2016 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2016 году
Меры борьбы с безработицей в 2016.- Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
- Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
- Формированию пятилетнего прогноза о востребованности кадров со средним профессиональным образованием по стране и регионам на 5 лет
На 2016 год планируется продолжение смены модели регулирования безработицы: сокращение неэффективных рабочих мест. Данная мера потребует реструктуризацию градообразующих предприятий, создание программ для повышения квалификации, освоения новой специальности. В 2016 году планируется разработка программ по стимулированию позднего выхода на пенсию для наиболее квалифицированных работников.
Трудовая деятельность мигрантов регулируется законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих упрощение привлечения в РФ высококвалифицированных специалистов (ВКС), а также легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности. Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы и желающий осуществлять трудовую деятельность в сферах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, обязан владеть русским языком на уровне не ниже базового. Патенты, дающие возможность мигрантам работать у частных лиц, были введены в России в июле 2010 года.
Безработица РФ в 2017 году
Прогноз Минэкономразвития (МЭР): 5.0% → 5.2%.На российском рынке труда, где уже длительное время наблюдалась полная занятость, появились первые признаки дефицита трудовых ресурсов. Это привело к росту зарплат: они растут быстрее, чем производительность.
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
Месяц | Циклическая безработица, % | Уровень общей безработицы, % | Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
Январь | 0.1 | 5.6 | 5.5 |
Февраль | 0.2 | 5.6 | 5.4 |
Март | 0.4 | 5.4 | 5.0 |
Апрель | 0.2 | 5.3 | 5.1 |
Май | -0.1 | 5.2 | 5.3 |
Июнь | -0.1 | 5.1 | 5.2 |
Июль | -0.2 | 5.1 | 5.3 |
Август | -0.2 | 4.9 | 5.1 |
Сентябрь | -0.2 | 5.0 | 5.2 |
Октябрь | -0.1 | 5.0 | 5.1 |
Ноябрь | 0.0 | 5.1 | 5.1 |
Декабрь | 0.0 | 5.1 | 5.1 |
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2017 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2017 году
Меры борьбы с безработицей в 2017.- Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
- Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
- Формированию пятилетнего прогноза о востребованности кадров со средним профессиональным образованием по стране и регионам на 5 лет
- Переход на частные и государственные платформы онлайн-обучения. С участием вузов и частных компаний, имеющих передовые учебные курсы, будет составлен набор программ для переподготовки в области цифровой экономики
В 2017 г. рынок труда восстанавливался после кризиса: снижалась безработица, росли заработные платы. Восстановительным процессам во многом способствовало начавшееся в прошлом году снижение численности рабочей силы.
Продолжилась смена модели регулирования безработицы: сокращение неэффективных рабочих мест. Данная мера потребовала реструктуризации градообразующих предприятий, создание программ для повышения квалификации, освоения новой специальности. В 2017 году внедрена программа по стимулированию позднего выхода на пенсию для наиболее квалифицированных работников.
В 2017 году основными факторами снижения безработицы стали как внешние, так и внутренние. К числу внешних можно отнести дальнейшее развитие сотрудничества с ключевыми торгово-экономическими партнерами, в том числе в сфере строительства газопроводов с Китаем и Турцией. Среди внутренних факторов, наряду с прочими, также необходимо включить погодный фактор, от которого зависит, к примеру, и рост числа занятых в АПК.
Появились некоторые признаки изменения долгосрочных трендов занятости в неформальном секторе. Доля занятых в нем, согласно данным Росстата, в период 2012–2016 гг. продолжала расти постоянными темпами.
Таким образом, снижение численности занятых в 2017 г. в первую очередь происходило в неформальном секторе, тогда как численность занятых в формальном секторе оставалась более или менее постоянной.
Безработица РФ в 2018 году
Прогноз Минэкономразвития (МЭР): 5.0% → 5.2%.Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
Месяц | Циклическая безработица, % | Уровень общей безработицы, % | Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
Январь | 0.2 | 5.2 | 5.0 |
Февраль | 0.0 | 5.0 | 5.0 |
Март | 0.0 | 5.0 | 5.0 |
Апрель | -0.1 | 4.9 | 5.0 |
Май | -0.2 | 4.7 | 4.9 |
Июнь | -0.2 | 4.7 | 4.9 |
Июль | -0.2 | 4.7 | 4.9 |
Август | -0.1 | 4.6 | 4.7 |
Сентябрь | 0.0 | 4.5 | 4.5 |
Октябрь | 0.0 | 4.7 | 4.7 |
Ноябрь | 0.2 | 4.8 | 4.6 |
Декабрь | 0.2 | 4.8 | 4.6 |
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2018 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2018 году
Меры борьбы с безработицей в 2018.- Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
- Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
- Формированию пятилетнего прогноза о востребованности кадров со средним профессиональным образованием по стране и регионам на 5 лет
- Переход на частные и государственные платформы онлайн-обучения. С участием вузов и частных компаний, имеющих передовые учебные курсы, будет составлен набор программ для переподготовки в области цифровой экономики
Безработица РФ в 2019 году
Прогноз Минэкономразвития (МЭР): 5.0% → 5.2%.Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
Месяц | Циклическая безработица, % | Уровень общей безработицы, % | Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
Январь | 0.5 | 4.9 | 4.4 |
Февраль | 0.2 | 4.9 | 4.7 |
Март | 0.0 | 4.7 | 4.7 |
Апрель | -0.2 | 4.7 | 4.9 |
Май | -0.2 | 4.5 | 4.7 |
Июнь | -0.2 | 4.4 | 4.6 |
Июль | -0.5 | 4.5 | 4.0 |
Август | 0.0 | 4.3 | 4.3 |
Сентябрь | 0.0 | 4.5 | 4.5 |
Октябрь | -0.1 | 4.6 | 4.7 |
Ноябрь | 0.0 | 4.6 | 4.6 |
Декабрь | 0.0 | 4.6 | 4.6 |
В 2019 году рынок труда РФ характеризовался сжатием предложения квалифицированного труда. В особенности это касается специалистов инженерных специальностей, научных работников по техническим наукам.
Подход к проблеме повышения производительности труда не приобрел системного характера, который опирается в основном только на административно-регуляторные барьеры.
При реализации нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» проявляется уклон в демонстрацию не достигнутых результатов, а проведенных мероприятий и объема освоенных средств.
Влияние передовых технологий на структуру занятости носит неравномерный характер в отраслевом и территориальном плане.
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2019 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2019 году
Меры борьбы с безработицей в 2019.- Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).
- Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.
- Формированию пятилетнего прогноза о востребованности кадров со средним профессиональным образованием по стране и регионам на 5 лет
- Переход на частные и государственные платформы онлайн-обучения. С участием вузов и частных компаний, имеющих передовые учебные курсы, будет составлен набор программ для переподготовки в области цифровой экономики
Безработица РФ в 2020 году
Прогноз Минэкономразвития (МЭР): 4.5% → 5.7%.Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
Месяц | Циклическая безработица, % | Уровень общей безработицы, % | Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
Январь | 0.5 | 4.9 | 4.4 |
Февраль | 0.2 | 4.8 | 4.6 |
Март | 0.0 | 4.8 | 4.8 |
Апрель | -0.2 | 4.7 | 4.9 |
Май | -0.2 | 4.6 | 4.8 |
Июнь | -0.2 | 4.5 | 4.3 |
Июль | -0.4 | 4.4 | 4.0 |
Август | 0.0 | 4.4 | 4.4 |
Сентябрь | -0.1 | 4.5 | 4.6 |
Октябрь | -0.1 | 4.5 | 4.6 |
Ноябрь | 0.0 | 4.6 | 4.6 |
Декабрь | 0.0 | 4.6 | 4.6 |
В 2020 году рынок труда РФ характеризовался сжатием предложения квалифицированного труда. В особенности это касается специалистов инженерных специальностей, научных работников по техническим наукам.
Подход к проблеме повышения производительности труда не приобрел системного характера, который опирается в основном только на административно-регуляторные барьеры.
При реализации нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» проявляется уклон в демонстрацию не достигнутых результатов, а проведенных мероприятий и объема освоенных средств.
Влияние передовых технологий на структуру занятости носит неравномерный характер в отраслевом и территориальном плане.
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2020 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Совершенствование государственной политики занятости в 2020 году
В 2020 году планируется переход от ежегодного установления допустимой доли иностранцев в различных отраслях экономики к установлению такой доли по мере необходимости. Это позволит более оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке труда и при необходимости, либо установить новое ограничение на привлечение иностранцев, либо, наоборот, снять ранее установленное ограничение.Предлагается предоставить главам регионов дополнительные полномочия по регулированию привлечения иностранцев на рабочие места на их территории, невостребованные россиянами.
Также регионы предлагается наделить правом устанавливать лимиты на выдачу патентов на своей территории в зависимости от различных социально-экономических показателей, в том числе в целях защиты национального рынка труда. Такая мера позволит более эффективно регулировать число иностранных работников.
По данным МВД на 31 декабря 2019 года, численность иностранных работников на территории России составляла более 2,3 млн человек. В их числе около 1,5 млн – на основании патента.
Планируется создание центра (структура при правительстве), который будет отслеживать все изменения на рынке труда и прогнозировать новые востребованные профессии.