Валовой внутренний продукт

Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из важнейших показателей системы национальных счетов, характеризующий конечный результат производственной деятельности всех экономических единиц - резидентов страны. Он отражает стоимость конечных товаров и услуг, произведенных этими единицами в течение отчетного периода в ценах конечного покупателя. Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидии на продукты).

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

Метод формирования ВВП по источникам доходов, как сумма первичных доходов, выплаченных единицами резидентами участникам производства, не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Расчет ВВП производится с помощью калькулятора.

На уровне народного хозяйства ежеквартально исчисляют дефлятор ВВП (ВНП), используемый для определения реального объема ВВП (ВНП).

Дефлятор ВВП (ВНП) = Номинальный ВВП / Реальный ВВП
Номинальный ВВП – это стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода. Реальный ВВП – это стоимость всех произведенных благ, исчисленная в ценах фиксированного базового года.

Реальный ВВП РФ

ГодНоминальный ВВП, млрд.Реальный ВВП, млрд. (в ценах 2000 года)Темп прироста ВВП, %Дефлятор ВВП, %
20007 305.6467 305.64610.0100.00
20018 943.5827 452.9855.1
200210 830.5359 025.4464.7
200313 243.24012 039.3097.1113.8
200417 048.12214 206.7687.2120.3
200521 609.818 021.1436.4119.3
200626 917.222 419.5788.2115.2
200733 247.530 101.2568.5113.8
200841 464.934 723.3615.2118
200938 797.232 634.1667-7.9102
201044 491.440 336.724114.2
201154 370.142 071.24.3115.5
201258 496.17343 543.6923.4108.3
201366 755.33444 109.7601.3104.8
201470 975,646 756.3450.6111.4
201580 804,345 026,36-3.7112.9
201686 043,644 125,83-0.2103.6
201792 037,244 787,72+1.6%105.2
2018104 335,0 110
2019103 626,6* 110
* - прогноз Министерства Финансов России.

ВВП России в 2008 году

В 2008г. прирост объема ВВП составил 5,6%, наибольший рост показали операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 13,6%, строительство - 11,9%, гостиничный и ресторанный бизнес - 10,7%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - на 9,5%. Наибольшее падение ВВП в 2008г. было зарегистрировано в сфере рыболовства и рыбоводства - на 5,6%.

ВВП России в 2009 году

По видам экономической деятельности в 2009 году реальный объем валовой добавленной стоимости изменялся следующим образом: наибольший рост зафиксирован в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности и обязательного социального страхования - 3,2% против 3% в 2008г.

В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг темп прироста составил 0,6%, в то время, как в 2008г. ВВП в данной сфере оставался на уровне 2007г.

В остальных сферах производства наблюдалось снижение ВВП в годовом исчислении. Наиболее серьезно снизилась валовая добавленная стоимость в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг (-18,3%). Также значительное снижение наблюдается в строительстве - на 16,4%, сфере гостиничного и ресторанного бизнеса - на 15,4%, в сфере обрабатывающих производств - на 13,9%.

Середина 2009 года является дном для российской экономики. За счет обвала цен на сырье и мощного сокращения потребительской активности Россия переместилась на несколько позиций вниз в списке самых крупных экономик.

ВВП России в 2010 году

Причины роста ВВП в 2010 году:

Реальный рост в первом квартале 2010 года составил 0,6 %. Сокращение бюджетных расходов может оказать в некоторой степени негативное влияние на рост ВВП.

В основном рост ВВП России во втором квартале обеспечило восстановление объемов экспорта (за счет нефти и газа), а также постепенное оживление потребительской активности.

Причины спада ВВП в 2010 году:


В 2010 году промпроизводство в стране выросло на 8,2%.

ВВП России в 2011 году

Прогноз роста ВВП России в 2011 году: 4,5% (прогноз МВФ); 4,9% (прогноз ОЭСР); 4.2% (прогноз Минэкономразвития); 4.0% (прогноз ЕБРР).|

Рост ВВП за 2011 год составил 4.2%.

Ежемесячный прирост ВВП РФ (с учетом очищенной сезонности):

Ежеквартальный прирост ВВП РФ (с учетом очищенной сезонности):

  1. 1,0%;
  2. 0.5%;
  3. 1.0%;
  4. 1.5%;

ВВП РФ в I квартале 2011 г. вырос в годовом исчислении на 4.1% (или 11410 млрд. рублей в текущих ценах). Во II квартале темпы экономического роста несколько замедлились по сравнению с I кварталом (рост составил 3.4%).
ВВП России вырос по итогам I полугодия на 3,9%. Положительный вклад в рост ВВП внесли промышленное производство, строительство и розничная торговля. Во II полугодии ожидается рост на 4.5%.

За первые четыре месяца 2011 г. рост промышленного производства зафиксирован на уровне 5.5%.

Объем ВВП России за первое полугодие 2011 года составил в текущих ценах 24 трлн. 167.1 млрд. руб. (+3.7% относительно 2010 года). Объем ВВП за II квартал 2011 года составил в текущих ценах 12 трлн. 757.1 млрд. руб. (+3.4% относительно II квартала 2010 года). Рост относительно I квартала 2011 года составил 7,2%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2011 г. по отношению к ценам II квартала 2010г. составил 116,1%.

За 1 квартал рост промышленное производство в РФ составил 5,9%.
По итогам июня промышленное производство в России выросло по сравнению с предыдущим годом на 5,7%. По сравнению с маем рост составил 1,1%. За I полугодие 2011 года темпы роста промпроизводства составили 5,3%.
В целом по итогам июня наблюдался рост по основным видам экономической деятельности. В частности, на 15% по сравнению с прошлым годом выросла добыча газа и на 7,5% - добыча угля. Рост наблюдается практически во всех обрабатывающих отраслях.
Промышленное производство выросло по итогам I полугодия на 5.3%, а рост инвестиций во II квартале 2011 г. составил 4.9%. При этом в июне инвестиции в российскую экономику выросли с учетом сезонного фактора на 0.4%.
Рост промышленного производства РФ в 2011 году составил 4.7%.

В 2011 году ожидается рост промышленного производства на 5.4%. Рост инвестиций в основной капитал запланирован на уровне 6%.

Прогноз на 2012г. предполагает рост этого показателя на 3,8%, а в 2013г. - на 4,7%.

По итогам 2011 года ненефтегазовый дефицит бюджета составил 9.7% от ВВП. Для сравнения, в 2009 г. этот показатель держался на уровне 12.6% от ВПП, а в 2010 г. - 13,7% от ВВП. Безопасным уровнем считается ненефтегазовый дефицит на уровне 4-5% от ВВП.
Структура ВВП:

Причины роста ВВП в 2011 году:

Причины спада ВВП в 2011 году:

Доля инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП в РФ составляет 22–25%. Для сравнения, в Казахстане этот показатель более 30%, в Китае – под 40%.

Доля теневой экономики в России составляет примерно 16% от ВВП страны. В этой экономике сегодня занято примерно 13 млн человек, или 17-18% экономически активного населения. Теневая экономика представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, производство домашних хозяйств для собственного конечного пользования (без учета незаконных видов деятельности).
К теневой экономике можно отнести неформальный рынок труда и скрытую оплату труда, рост которой возрос с 2011 года вследствие увеличения страховых взносов.

Чистый отток капитала из РФ в I квартале 2011г. составил 21,3 млрд долл. При этом чистый вывоз капитала банковским сектором из РФ в I квартале 2011г. составил 7,5 млрд долл., чистый вывоз капитала прочими секторами составил 13,9 млрд долл.

Причины оттока капитала из России в 2011 году:

  1. плохой инвестиционный климат;
  2. высокий уровень коррупции;
  3. приближающиеся выборы 2011 и 2012 года;
  4. рост глобальных рисков в связи с североафриканскими революциями;
  5. постоянно меняющееся налоговое законодательство;

Главным условием роста экономики России в первой половине 2011 года должен стать инвестиционный спрос, а затем частное потребление.

Для улучшение условий инвестиционного климата в РФ в 2011 году планируются ряд мер:

  1. исключение из советов директоров 17 акционерных обществ с государственным участием заместителей председателя правительства РФ и федеральных министров, координирующих государственное регулирование в соответствующих сферах;
  2. приватизация находящихся в федеральной собственности крупных пакетов акций;
  3. снижение затрат федеральных государственных органов на государственные закупки в среднем на 15%, предусмотрев при этом соблюдение требований к объему и качеству закупаемых товаров (работ, услуг). Принятие нормативных правовых актов, наделяющих Минэкономразвития полномочием по осуществлению экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и правом вносить в Министерство юстиции РФ обязательные к исполнению предложения об отмене таких актов или их отдельных положений;
  4. исключение из сферы регулирования законодательства в области контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сделок между организациями под контролем российских граждан и (или) российских компаний, а также сделок, в которых участвуют международные финансовые организации;
  5. снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное социальное и обязательное медицинское страхование;
  6. устанавление порядка публичного обсуждения с предпринимательским сообществом проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственного регулирования экономической и инвестиционной деятельности, а также определяющего механизм учета результатов такого обсуждения при их принятии;
  7. создание Фонда прямых инвестиций. Фонд прямых инвестиций в России займется софинансированием капитальных вложений зарубежных фондов и компаний в российские проекты. Предприятие будет создано в форме закрытого паевого инвестиционного фонда и на 100% будет принадлежать Внешэкономбанку. Капитал фонда сформируют за счет средств федерального бюджета. Предполагается, что первоначально объем фонда составит 2 млрд. долл., а впоследствии в течение пяти лет будет доведен до 10 млрд. долл. Доля фонда во всех проектах должна колебаться в пределах 10-25%. Объем средств, привлекаемых Фондом прямых инвестиций, должен не менее чем в пять раз превышать его начальный капитал;
  8. создание специализированного суда по интеллектуальным правам. Это улучшит инвестиционный климат России, особенно в тех секторах, где высока доля технологической информации, промышленных секретов, ноу-хау и любой другой интеллектуальной собственности.

ВВП России в 2012 году

Прогноз роста ВВП России в 2012 году: Прогноз Всемирного Банка: +3.8%; прогноз Минэкономразвития: +3.4%; прогноз Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР): +4.2%; прогноз МВФ (Международный валютный фонд): 4%. Прогноз ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития): 4.5%.|Росстат опубликовал первую оценку ВВП за 2012 год. Объем ВВП России за 2012 г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 62356,9 млрд. рублей. Прирост по сравнению с 2011 годом замедлился и составил 3,4% против 4,3% в 2011 году.

Для улучшение условий инвестиционного климата в РФ в 2012 году планируются ряд мер:

  1. Введение тарифных каникул. Отсрочка повышения тарифов ЖКХ с года может стимулировать рост инвестиций в российскую экономику. Тарифные каникулы являются своеобразным бюджетным стимулом для развития производства. По мнению многих экономистов, именно неконтролируемый рост тарифов ЖКХ, политика монополий в этом вопросе является одной из главных проблем при открытии бизнеса или расширении производственных мощностей.
  2. Улучшение предпринимательского климата.
  3. Реформирование государственной системы управления.
  4. Проведение приватизации.
  5. Создание института бизнес-омбудсмена
Темпы роста ВВП РФ за 2012 год:
  1. I квартал: +4.9%;
  2. II квартал: +3.9% (или 4.4% за полугодие)
  3. III квартал: +2.9% (или 3.9% за 9 месяцев)
  4. IV квартал: +2.2% (или 3.5.% за год)

Ежемесячные темпы прироста ВВП РФ за 2012 год (с учетом очищенной сезонности):

Причины роста ВВП в 2012 году

  1. Присоединение России к ВТО (РФ начнет регулировать 97% мировой торговли. Присоединение к ВТО даст 3-4% дополнительного прироста ВВП России в год(или порядка 49 млрд. долларов при расчете на основе ВВП 2010 года). Такой эффект будет достигнут благодаря тому, что Россия сможет больше производить, появится больше рабочих мест и инвестиций). В долгосрочной перспективе, когда начнет сказываться позитивное влияние на инвестиционный климат, выгоды могут увеличиться до 11% в год, или 162 млрд. долларов.
  2. Рост цен на нефть (рост экспортной выручки) в I и II квартале 2012 года.
  3. Рост доходов населения (I и II кварталы года). Рост доходов населения в свою очередь стимулирует внутренний спрос, увеличивая розничный товарооборот.

Причины спада ВВП РФ в 2012 году

  1. Снижение цен на нефть;
  2. Снижение промпроизводства;
  3. Снижение инвестиционного спроса;
  4. Отток иностранных инвестиций из страны;
  5. Ухудшение ситуации в глобальной экономике (кризис еврозоны).
  6. Сокращение экспорта топливно-энергетических ресурсов, что во многом связано с сокращением спроса в Европе.
  7. Замедление роста потребительского кредитования (это явилось причиной снижения темпов роста товарооборота)
  8. неурожай зерновых в России
ВВП в 2012г. на 50.4% был сформирован из оплаты труда наемных работников, на 30.2% - из валовой прибыли экономики и на 19.4% - из чистых налогов на производство и импорт.

см. также ВВП России за 2012 год

ВВП РФ в 2013 году

Прогноз роста ВВП России в 2013 году: Прогноз Всемирного Банка: +3.8%; прогноз Минэкономразвития: +3.4%; прогноз Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР): +1.3%; прогноз МВФ (Международный валютный фонд): 2.5%. Прогноз ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития): 3.8% (снижение до 2.3%); PricewaterhouseCoopers (PwC): 4%.|Фактическое значение составило 1.3%. В структуре ВВП по видам экономической деятельности наибольшая доля пришлась на оптовую и розничную торговлю и ремонт (18.3%), обрабатывающие производства (14.8%), операции с недвижимостью (12%), добычу полезных ископаемых (10.8%), транспорт (8.5%).
ВВП на 51.9% был сформирован из оплаты труда наемных работников (годом ранее - 50.5%), на 29.2% - из валовой прибыли экономики (годом ранее - 29.6%) и на 18.9% - из чистых налогов на производство и импорт (в 2012г. - 19.9%).

Для улучшения условий инвестиционного климата в РФ в 2013 году планировалось ряд мер:

  1. Введение тарифных каникул. Отсрочка повышения тарифов ЖКХ с года может стимулировать рост инвестиций в российскую экономику. Тарифные каникулы являются своеобразным бюджетным стимулом для развития производства. По мнению многих экономистов, именно неконтролируемый рост тарифов ЖКХ, политика монополий в этом вопросе является одной из главных проблем при открытии бизнеса или расширении производственных мощностей.
  2. Улучшение предпринимательского климата.
  3. Реформирование государственной системы управления.
  4. Проведение приватизации.
  5. Создание новой организации Российское инвестиционное агентство на базе Минрегиона при поддержке Всемирной ассоциации инвестиционных агентств и Национального совета по развитию инвестиционного климата. Агентство позволит инвесторам оперативно получать достоверную информацию об условиях, возможностях и процедурах ведения бизнеса в регионах России, предлагать способы и совершенствовать механизм проведения инвестиций, опираясь на лучшие мировые и российские стандарты.
Темпы роста ВВП РФ за 2013 год:
  1. квартал: 1.6%;
  2. квартал: 1.2%;
  3. квартал: 1.2%;
  4. квартал: 1.4%

Ежемесячные темпы прироста ВВП РФ за 2013 год (с учетом очищенной сезонности):
  1. январь: -0.3%;
  2. февраль: -0.3%;
  3. март: 0.5%;
  4. апрель: %;
  5. май: -0.5%;
  6. июнь: 0%;
  7. июль: 0.2%;
  8. август: 0.1%;
  9. сентябрь: 0.1%;
  10. октябрь: 0%*;
  11. ноябрь: 0.3%*;
  12. декабрь: 0.5%*;

Причины роста ВВП в 2013 году

  1. Рост цен на нефть в начале 2013 года (рост экспортной выручки).

Причины спада ВВП РФ в 2013 году

  1. Ориентация экономической политики на крупные отраслевые предприятия (консолидация финансовых средств на крупные государственные инфраструктурные проекты), одновременное ухудшение условий развития малого бизнеса посредством усиления фискальной налоговой политики;
  2. Низкая производительность труда (преимущественно в бюджетной сфере, где до 50% работников заняты только формированием отчетности);
  3. Снижение цен на нефть (со второй половины 2013 года);
  4. Снижение промпроизводства;
  5. Снижение инвестиционного спроса, отток иностранных инвестиций из страны;
  6. Ухудшение ситуации в глобальной экономике (кризис еврозоны).
  7. Сокращение экспорта топливно-энергетических ресурсов, что во многом связано с сокращением спроса в Европе.
  8. Рост процентных ставок, замедление роста потребительского кредитования (это явилось причиной снижения темпов роста товарооборота).
  9. Укрепление рубля с одновременным ростом тарифов естественных монополий и заработной платы (первая половина 2013 года).
  10. Бюджетная консолидация (сокращения бюджетного дефицита)
  11. Высокие конкурентные барьеры.
  12. Высокие издержки (из-за коррупции, слабой транспортной системы страны, изношенности основных фондов предприятий)
  13. Ошибки планирования (прогнозирование строится на отчетах, которые до 70% являются недостоверными. Причиной является не эффективная система межбюджетных отношений, когда региону выгодно показывать фальшивые результаты для повышения рейтинга, тем самым получая больше финансовых средств и других привилегий).
К 2013 году экономика РФ исчерпала все мощности роста основных факторов экономического развития: внешний спрос, потребительский внутренний спрос и инвестиционный спрос. Для создания новой точки роста, необходимо перейти от экономической модели, основанной на росте спроса, к экономике, основанной на предложении.

Меры государства для стимулирования экономики в 2013 году

ВВП РФ в 2014 году

Прогноз роста ВВП России в 2014 году: Прогноз Всемирного Банка: +3.8%; прогноз Минэкономразвития: +1.1%; прогноз Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР): 2.5% → 0%; прогноз МВФ (Международный валютный фонд): 2.9% → 1.3% → 0.2%. Прогноз ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития): 3.8% → 0.6%. PricewaterhouseCoopers (PwC): 4%. Прогноз ЦБ РФ: 1.5%-1.8% → 0.4%.|Номинальный объем ВВП России в 2014 году составил 70975.6 млрд. рублей (после переоценки составил 71406.4 млрд. рублей). Рост ВВП составил 0.6%. Для улучшение условий инвестиционного климата в РФ в 2014 году планировались ряд мер (налоговых и регулятивных):
  1. Введение тарифных каникул. Отсрочка повышения тарифов ЖКХ с года может стимулировать рост инвестиций в российскую экономику. Тарифные каникулы являются своеобразным бюджетным стимулом для развития производства. По мнению многих экономистов, именно неконтролируемый рост тарифов ЖКХ, политика монополий в этом вопросе является одной из главных проблем при открытии бизнеса или расширении производственных мощностей.
  2. Введение налоговых двухлетних каникул для новой компании и запрет на проверки
  3. Реформирование государственной системы управления.
  4. Проведение приватизации.
  5. Стимулирование инвестиций в основной капитал предприятий, что является одним из основных условий для распространения инновационной волны в экономике и перехода к интенсивному экономическому росту.
  6. Модернизация кредитно-денежной политики и бюджетной системы.
  7. Поддержка развития человеческого капитала.
  8. Стимулирование экспорта машин и оборудования.
Темпы роста ВВП РФ за 2014 год:
  1. квартал: +0.9% (15454.4 млрд.руб.);
  2. квартал: 0.8% (17299.9 млрд.руб.);
  3. квартал: 0.7% (18722.1 млрд.руб.)
  4. квартал: -0.4% (19930.0 млрд.руб.)

Ежемесячные темпы прироста ВВП РФ за 2014 год (с учетом очищенной сезонности):
  1. январь: -0.6%;
  2. февраль: 0.3%;
  3. март: 0.5%;
  4. апрель: 0.1%;
  5. май: 0.0%;
  6. июнь: 0.0%;
  7. июль: 0.2%;
  8. август: -0.4%;
  9. сентябрь: +0.4%
  10. октябрь: +0.1%
  11. ноябрь: -0.2%
  12. декабрь: -0.3%

Причины роста ВВП в 2014 году

  1. Проведение олимпиады в Сочи (положительный вклад данного события в экономический рост оценивается до 0.3 процентного пункта ВВП. Данный эффект реализован преимущественно в первом квартале 2014 года через повышение объема предоставления услуг в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса и услуг транспорта).
  2. Присоединение России к ВТО (РФ начнет регулировать 97% мировой торговли. Присоединение к ВТО даст 3-4% дополнительного прироста ВВП России в год(или порядка 49 млрд. долларов при расчете на основе ВВП 2010 года). Такой эффект будет достигнут благодаря тому, что Россия сможет больше производить, появится больше рабочих мест и инвестиций). В долгосрочной перспективе, когда начнет сказываться позитивное влияние на инвестиционный климат, выгоды могут увеличиться до 11% в год, или 162 млрд. долларов.
  3. Рост внутреннего потребительского спроса на отечественные товары в связи с введением продуктового эмбарго.
  4. Увеличение расходов на госзаказ

Причины спада ВВП РФ в 2014 году

  1. Снижение цен на нефть;
  2. Снижение инвестиционного спроса;
  3. Отток иностранных инвестиций из страны;
  4. Ухудшение ситуации в глобальной экономике (кризис еврозоны).
  5. Сокращение экспорта топливно-энергетических ресурсов, что во многом связано с сокращением спроса в Европе.
  6. Замедление роста потребительского кредитования (это явилось причиной снижения темпов роста товарооборота).
  7. Замедление роста доходов населения.
  8. Санкции ЕС и США (падения на 0.6 п.п.)

Меры государства для стимулирования экономики в 2014 году

Главным приоритетом в 2014 году станет повышение производительности труда. Министерство экономического развития в 2014 году разработало десять ключевых целей:
  1. Создание системы стратегического управления.
  2. Создание комфортной предпринимательской среды.
  3. Поддержка экспорта.
  4. Поддержка инноваций.
  5. Повышение качества госуслуг.
  6. Повышение эффективности бюджетных расходов.
  7. Повышение эффективности управления госимуществом.
  8. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Создание Небанковской депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий». Цель нового агентства - оказание гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  9. Продвижение интересов России за рубежом.
  10. Развитие институтов гражданского общества.
В 2014г. МЭР рассчитывает перейти на формирование долгосрочных тарифов и внедрить более тщательный контроль за закупками естественных монополий. В целях качественного планирования инфраструктурных инвестиций предполагается регулирование тарифов на срок не менее пяти лет. Повышение эффективности системы контроля затрат планируется достичь за счет совершенствования закупочной политики компаний, технологического и ценового аудита их инвестпрограмм. Малым и средним предприятиям будет расширен доступ к госзакупкам: с 2015 года 20% всего их объема будет доставаться малым предприятиям (с 2018г. - 25%). Регионы смогут предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым малым предприятиям, а также вводить патент для самозанятых граждан.
Одним из приоритетов 2014 года станет поддержка экспортеров путем создания финансовых инструментов страхования экспортных контрактов.

Основные риски для российской экономики в 2014 году:

  1. Внешние риски: продолжение рецессии еврозоны; ухудшение экономической ситуации в странах Азиатского региона
  2. Внутренние риски: сокращение потребительского кредитования (может привести к снижению розничного товарооборота, сокращение кредитования бизнеса); сокращение инвестиционных программ естественных монополий.

В 2014 году потенциал экономического роста РФ был ограничен низкими уровнем безработицы и темпами роста производительности труда, сокращением инвестиций в основной капитал на фоне снижения прибылей компаний, а также низкой экономической активностью в странах - торговых партнерах России.

В условиях ухудшения настроений производителей, а также снижения доступности заемных средств для нефинансовых компаний ожидается сокращение инвестиций в основной капитал. Замедление роста реальной заработной платы и кредитования физических лиц приведет к снижению темпов роста потребительского спроса. Вместе с тем он останется основным источником экономического роста.

Положительный вклад в темпы роста ВВП в 2014 г. внес чистый экспорт, что было обусловлено сокращением импорта из-за снижения внутреннего спроса при сохранении положительных темпов роста экспорта.

ВВП РФ в 2015 году

Прогноз роста ВВП России в 2015 году: Прогноз Всемирного Банка: 0.0% → -0.7% → -2.9% → -2.7%; прогноз Минэкономразвития: -0.8% → -3.0% → -2.8%; прогноз Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР): 0.0% → -4.8%; прогноз МВФ (Международный валютный фонд): 0.0% → -3% → -3.8%. Прогноз ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития): 0.0% → 0.0%. Прогноз Morgan Stanley: -0.5% → -1.7%. Прогноз ЦБ РФ: -4.0%.|По итогам 2015 года ВВП страны оказался в области отрицательных значений, снизившись по сравнению с 2014 годом на 3,7%. Вместе с тем в декабре отмечается остановка спада с устранением сезонности.

Продолжается сокращение потребительского и инвестиционного спроса.

Расходы на конечное потребление сократились в годовой оценке на 7,0%. Потребление домашних хозяйств снизилось на 9,4%, сектора государственного управления – на 0,4%, а расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, выросли на 2,1 процента. Если по сравнению с первым полугодием 2015 года глубина падения увеличилась на 0,7 п. пункта, то по сравнению с III кварталом 2014 г. – ситуация оказалась противоположной - годом ранее динамика потребительских расходов населения и государства оставалась стабильной.

Падение инвестиционного спроса (в отличие от потребительского) замедлилось. Потребительский спрос и инвестиционный спрос в 2015 году в значительной мере компенсировали друг друга.

Валовое накопление сократилось в годовой оценке на 18,1%, что ниже показателей III квартала 2014 г. почти в 5 раз, но лучше результатов первого полугодия 2015 г. почти в два раза. Замедление спада связано с ростом запасов материальных средств, объем которых достиг 1,6% ВВП, по сравнению с их абсолютным сокращением в размере 4,7% ВВП в первом полугодии 2015 года. В то же время динамика падения накопления основного капитала почти не изменилась - 8,1% против 8,0% в первом полугодии 2015 года.

Положительное влияние чистого экспорта на динамику ВВП (сдерживающее негативное влияние сокращения внутреннего спроса) продолжается. Экспорт товаров и услуг в III квартале 2015 г. снизился на 1,9%, в то время как глубина падения импорта товаров и услуг снизилась больше и достигла 25,5% (против 7,6% в соответствующем периоде предыдущего года и 27,5% в первом полугодии 2015 года).

В использовании ВВП в III квартале 2015 г. по сравнению со III кварталом 2014 г.

сохраняется структурный сдвиг в сторону увеличения расходов на конечное потребление и чистого экспорта при снижении доли валового накопления. Доля потребительских расходов и чистого экспорта достигла 72,9% и 5,3% ВВП, соответственно, при сокращении валового накопления до 21,8% ВВП.

В течение года ситуация складывается иначе. В III квартале 2015 г. на фоне падения доли чистого экспорта до 5,3% ВВП (первое полугодие – 11,7% ВВП) и снижения доли потребительской компоненты ВВП до 72,4% (первое полугодие – 76,8%), произошел сильный рост доли инвестиционной компоненты ВВП до 21,8% (первое полугодие – 11,5%).

Индекс промышленного производства снизился на 1 п. пункт (до общих -4,5% к декабрю прошлого года). Добыча полезных ископаемых незначительно выросла (+0,1%, г/г), в то время как в обрабатывающих производствах (-6,1%, г/г) снижение составило 0,8 п. пункта по сравнению с предыдущим месяцем, производство электроэнергии, газа и воды (-6,3% г/г) на 2,8 п. пункта меньше, чем в ноябре текущего года.

Индекс промышленного производства в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизился на 3,4%, добыча полезных ископаемых выросла на 0,3%, обрабатывающие производства потеряли 5,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды снизилось на 1,6%.

Сезонно сглаженный индекс промышленного производства, рассчитываемый Минэкономразвития России, показывает следующую месячную динамику: промышленное производство осталось на том же уровне (0,0%, м/м), добыча полезных ископаемых вновь показала положительные темпы роста (0,2%, м/м), обрабатывающие производства незначительно снизились (-0,1%, м/м), производство и распределение электроэнергии, газа и воды близко к годовым минимумам (-1,2%, м/м).

В целом в 2015 году наблюдался неустойчивый рост российской экономики.

Темпы роста ВВП РФ за 2015 год:

  1. квартал: -1.9% (16564.81 млрд. руб.);
  2. квартал: -0.8% (17491.41 млрд. руб.);
  3. квартал: +0.7% (19305.21 млрд. руб.)
  4. квартал: +0.9%

Ежемесячные темпы прироста ВВП РФ за 2015 год (с учетом очищенной сезонности):
  1. январь: -1.5%;
  2. февраль: -0.9%;
  3. март: -0.8%;
  4. апрель: -0.5%;
  5. май: -0.4%;
  6. июнь: -0.1%;
  7. июль: +0.1%;
  8. август: 0.0%;
  9. сентябрь: +0.3%
  10. октябрь: +0.1%
  11. ноябрь: -0.2%
  12. декабрь: 0.0%

Причины роста ВВП в 2015 году

  1. Рост сельскохозяйственного производства (вклад сельского хозяйства в ВВП вырос до 4,4%)
  2. Рост в обрабатывающей промышленности (прибыль в отрасли увеличилась в 2,9 раз, при этом в химической отрасли – в 15 раз)
  3. Рост в области исследований и разработок, науки (прибыль в этой отрасли увеличилась в 2,1 раз)
  4. Сокращение запасов ВВП.
  5. Рост инвестиций в основной капитал (в добывающих отраслях).
  6. Увеличение расходов на госзаказ
  7. Проведение олимпиады в Сочи (положительный вклад данного события в экономический рост оценивается до 0.3 процентного пункта ВВП. Данный эффект реализован преимущественно в первом квартале 2015 года через повышение объема предоставления услуг в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса и услуг транспорта).

Причины спада ВВП РФ в 2015 году

  1. Снижение цен на нефть;
  2. Действие санкций ЕС и США;
  3. Снижение инвестиционного спроса;
  4. Отток иностранных инвестиций из страны;
  5. Ухудшение ситуации в глобальной экономике (кризис еврозоны).
  6. Сокращение экспорта топливно-энергетических ресурсов, что во многом связано с сокращением спроса в Европе.
  7. Падение курса рубля
  8. Снижение потребительского спроса
  9. Замедление роста потребительского кредитования (это явилось причиной снижения темпов роста товарооборота).
  10. Замедление роста доходов населения.
  11. Спад розничной торговли (11%). Причины:
    1. Высокая инфляция, которая обесценивает доходы.
    2. Политика доходов.
    3. Сокращение розничного кредитования. Уровень закредитованности российских семей остается довольно высоким и в бюджетах многих семей доля платежей по кредитам высокая.

Меры государства для стимулирования экономики в 2015 году

Главным приоритетом в 2015 году стало повышение производительности труда. Министерство экономического развития в 2015 году разработало десять ключевых целей:
  1. Создание системы стратегического управления.
  2. Создание комфортной предпринимательской среды.
  3. Поддержка экспорта.
  4. Поддержка инноваций.
  5. Повышение качества госуслуг.
  6. Повышение эффективности бюджетных расходов.
  7. Повышение эффективности управления госимуществом.
  8. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Создание Небанковской депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий». Цель нового агентства - оказание гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  9. Продвижение интересов России за рубежом.
  10. Развитие институтов гражданского общества.
В 2015г. МЭР рассчитывает перейти на формирование долгосрочных тарифов и внедрить более тщательный контроль за закупками естественных монополий. В целях качественного планирования инфраструктурных инвестиций предполагается регулирование тарифов на срок не менее пяти лет. Повышение эффективности системы контроля затрат планируется достичь за счет совершенствования закупочной политики компаний, технологического и ценового аудита их инвестпрограмм. Малым и средним предприятиям будет расширен доступ к госзакупкам: с 2015 года 20% всего их объема будет доставаться малым предприятиям (с 2018г. - 25%). Регионы смогут предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым малым предприятиям, а также вводить патент для самозанятых граждан.
Одним из приоритетов 2015 года станет поддержка экспортеров путем создания финансовых инструментов страхования экспортных контрактов.

ВВП РФ в 2016 году

Прогноз роста ВВП России в 2016 году: Прогноз Всемирного Банка: 0.0% → -0.7% → -1.9%; прогноз Минэкономразвития: +0.7% → -0.8% → -0.7%; прогноз МВФ (Международный валютный фонд): -0.6% → -1% → -1.8% → -1.5% → -1.2%; прогноз ЦБ РФ: -1.3%...-1.5%. Прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): -0.6% → -1.7%|В 2016 году продолжается развитие процессов импортозамещения и расширения несырьевого экспорта, наметились дополнительные зоны роста в промышленном производстве.
Между тем, сохраняется отрицательная динамика инвестиций, наблюдается стагнация по довольно широкому кругу отраслей, в том числе в тех, которые традиционно были источниками роста российской экономики.
Спад ВВП в 2016 году составил -0.2%.

Для улучшение условий инвестиционного климата в РФ в 2016 году планируются ряд мер (налоговых и регулятивных):

  1. Введение тарифных каникул. Отсрочка повышения тарифов ЖКХ с года может стимулировать рост инвестиций в российскую экономику. Тарифные каникулы являются своеобразным бюджетным стимулом для развития производства. По мнению многих экономистов, именно неконтролируемый рост тарифов ЖКХ, политика монополий в этом вопросе является одной из главных проблем при открытии бизнеса или расширении производственных мощностей.
  2. Введение налоговых двухлетних каникул для новой компании и запрет на проверки
  3. Реформирование государственной системы управления.
  4. Проведение приватизации.
  5. Стимулирование инвестиций в основной капитал предприятий, что является одним из основных условий для распространения инновационной волны в экономике и перехода к интенсивному экономическому росту.
  6. Модернизация кредитно-денежной политики и бюджетной системы.
  7. Поддержка развития человеческого капитала.
  8. Стимулирование экспорта машин и оборудования.

Темпы роста ВВП РФ за 2016 год

КварталНоминальный ВВП, млрд.Реальный ВВП, млрд. (в ценах 2011 года)Темп прироста ВВП, %Дефлятор ВВП, %
118815.915586.5-0.2103.1
220429.615500,5-0.4104.2
322721.215508.2-0.5104.7
424076.915579.1+0.3102.4
Источник: Росстат.
Ежемесячные темпы прироста ВВП РФ за 2016 год (с учетом очищенной сезонности):
  1. январь: -0.1%;
  2. февраль: 0.0%;
  3. март: -1.2%;
  4. апрель: -0.7%;
  5. май: -0.6%;
  6. июнь: -0.5%;
  7. июль: -0.1%;
  8. август: %;
  9. сентябрь: %
  10. октябрь: %
  11. ноябрь
  12. декабрь

Причины роста ВВП в 2016 году

  1. Рост внутреннего потребительского спроса на отечественные товары в связи с введением продуктового эмбарго.
  2. Увеличение расходов на госзаказ

Причины спада ВВП РФ в 2016 году

  1. Снижение цен на нефть;
  2. Снижение инвестиционного спроса;
  3. Сокращение потребительского спроса (снижение внутреннего спроса экономики);
  4. Отток иностранных инвестиций из страны;
  5. Сокращение экспорта топливно-энергетических ресурсов, что во многом связано с сокращением спроса в Европе.
  6. Замедление роста потребительского кредитования (это явилось причиной снижения темпов роста товарооборота).
  7. Замедление роста доходов населения.
  8. Бюджетная консолидация (сокращения бюджетного дефицита)

Меры государства для стимулирования экономики в 2016 году

Главным приоритетом в 2016 году станет повышение производительности труда. Министерство экономического развития в 2016 году разработало десять ключевых целей:
  1. Создание системы стратегического управления.
  2. Создание комфортной предпринимательской среды.
  3. Поддержка экспорта.
  4. Поддержка инноваций.
  5. Повышение качества госуслуг.
  6. Повышение эффективности бюджетных расходов.
  7. Повышение эффективности управления госимуществом.
  8. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Создание Небанковской депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий». Цель нового агентства - оказание гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  9. Продвижение интересов России за рубежом.
  10. Развитие институтов гражданского общества.
В 2016г. МЭР рассчитывает перейти на формирование долгосрочных тарифов и внедрить более тщательный контроль за закупками естественных монополий. В целях качественного планирования инфраструктурных инвестиций предполагается регулирование тарифов на срок не менее пяти лет. Повышение эффективности системы контроля затрат планируется достичь за счет совершенствования закупочной политики компаний, технологического и ценового аудита их инвестпрограмм. Малым и средним предприятиям будет расширен доступ к госзакупкам: с 2016 года 20% всего их объема будет доставаться малым предприятиям (с 2018г. - 25%). Регионы смогут предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым малым предприятиям, а также вводить патент для самозанятых граждан.
Одним из приоритетов 2016 года станет поддержка экспортеров путем создания финансовых инструментов страхования экспортных контрактов.

Основные риски для российской экономики в 2016 году:

  1. Внешние риски: продолжение рецессии еврозоны; ухудшение экономической ситуации в странах Азиатского региона
  2. Внутренние риски: сокращение потребительского кредитования (может привести к снижению розничного товарооборота, сокращение кредитования бизнеса); сокращение инвестиционных программ естественных монополий.

В 2016 году потенциал экономического роста РФ был ограничен низкими уровнем безработицы и темпами роста производительности труда, сокращением инвестиций в основной капитал на фоне снижения прибылей компаний, а также низкой экономической активностью в странах - торговых партнерах России.

В условиях ухудшения настроений производителей, а также снижения доступности заемных средств для нефинансовых компаний ожидается сокращение инвестиций в основной капитал. Замедление роста реальной заработной платы и кредитования физических лиц приведет к снижению темпов роста потребительского спроса. Вместе с тем он останется основным источником экономического роста.

Положительный вклад в темпы роста ВВП в 2016 г. внесет чистый экспорт, что будет обусловлено сокращением импорта из-за снижения внутреннего спроса при сохранении положительных темпов роста экспорта.

ВВП РФ в 2017 году

Прогноз роста ВВП России в 2017 году: Прогноз Минэкономразвития: +0.6% → +2% → +2.1%. Прогноз МВФ: +1.1% → +1.4% → +1.8%. Прогноз ЦБ РФ: +2%. Прогноз ООН: +1.1% → +1.5%. Прогноз ЕБРР: +1.2%. Прогноз Всемирного банка: +1.2% → +1.7% → +1.3%. Прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): +0.8% → +1.4% → +2.0%.|В 2017 году рост ВВП составил 1.6%. Продолжалось развитие процессов импортозамещения и расширения несырьевого экспорта, наметились дополнительные зоны роста в промышленном производстве.
Тем не менее, позитивные сдвиги в экономике приближают ее вхождение в фазу восстановления – квартальный рост ВВП ожидается не позднее второго полугодия текущего года. Прогнозируется увеличение ВВП на 1,3% в 2017 году и сохранение невысоких годовых темпов роста выпуска товаров и услуг в последующие годы.

Проблема российской экономики заключается не в ограничениях источников инвестиций, а в отсутствии механизмов и среды для привлечения потенциальных инвестиций, так называемый инвестиционный климат, куда входит и безопасность предпринимателей, и эффективность работы судебной и правоохранительной систем). Для улучшение условий инвестиционного климата в РФ в 2017 году планируются ряд мер (налоговых и регулятивных):

  1. Реформирование государственной системы управления.
  2. Проведение приватизации.
  3. Стимулирование инвестиций в основной капитал предприятий, что является одним из основных условий для распространения инновационной волны в экономике и перехода к интенсивному экономическому росту.
  4. Модернизация кредитно-денежной политики и бюджетной системы.
  5. Поддержка развития человеческого капитала.
  6. Стимулирование экспорта машин и оборудования.
  7. Увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ считается исходя из добавленной стоимости, производимой каждым работником, причем здесь учитываются также амортизация, страховые взносы, заработная плата).
Для выхода на рост экономики России на уровне около 3% ВВП необходимо на 5% увеличивать инвестиции. Развитие государственно-частного партнерства может стать драйвером такого привлечения инвестиций. Для целевого финансирования подобных проектов можно использовать такие инструменты, как проектное рефинансирование ЦБ, торговое рефинансирование, ипотеку и т.д.

Темпы роста ВВП РФ за 2017 год

КварталНоминальный ВВП, млрд.Реальный ВВП, млрд. (в ценах 2016 года)Темп прироста ВВП, %Дефлятор ВВП, %
120 549,821 684,2+0.4106,9
222 035,121 827,1+0.5104,2
323 948,821 915,2+0.6104,1
425 503,421 946,8+0.5105,8
Источник - rosstat.gov.ru

Причины роста ВВП в 2017 году

  1. Рост внутреннего потребительского спроса на отечественные товары в связи с введением продуктового эмбарго.
  2. Увеличение расходов на госзаказ

Причины спада ВВП РФ в 2017 году

  1. Снижение инвестиционного спроса;
  2. Отток иностранных инвестиций из страны;
  3. Замедление роста доходов населения.
  4. Бюджетная консолидация (сокращения бюджетного дефицита)

Меры государства для стимулирования экономики в 2017 году

Главным приоритетом в 2017 году станет повышение производительности труда. Министерство экономического развития продолжает с 2016 года реализацию десяти ключевых целей:
  1. Создание системы стратегического управления.
  2. Создание комфортной предпринимательской среды.
  3. Поддержка экспорта.
  4. Поддержка инноваций.
  5. Повышение качества госуслуг.
  6. Повышение эффективности бюджетных расходов.
  7. Повышение эффективности управления госимуществом.
  8. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Создание Небанковской депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий». Цель нового агентства - оказание гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  9. Продвижение интересов России за рубежом.
  10. Развитие институтов гражданского общества.
МЭР рассчитывает перейти на формирование долгосрочных тарифов и внедрить более тщательный контроль за закупками естественных монополий. В целях качественного планирования инфраструктурных инвестиций предполагается регулирование тарифов на срок не менее пяти лет. Повышение эффективности системы контроля затрат планируется достичь за счет совершенствования закупочной политики компаний, технологического и ценового аудита их инвестпрограмм. Малым и средним предприятиям будет расширен доступ к госзакупкам: с 2016 года 20% всего их объема будет доставаться малым предприятиям (с 2018г. - 25%). Регионы смогут предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым малым предприятиям, а также вводить патент для самозанятых граждан.
Одним из приоритетов этого года станет поддержка экспортеров путем создания финансовых инструментов страхования экспортных контрактов.

Основные риски для российской экономики в 2017 году:

  1. Внешние риски: продолжение рецессии еврозоны; ухудшение экономической ситуации в странах Азиатского региона
  2. Внутренние риски: сокращение потребительского кредитования (может привести к снижению розничного товарооборота, сокращение кредитования бизнеса); сокращение инвестиционных программ естественных монополий.

В 2017 году потенциал экономического роста РФ может быть ограничен низкими уровнем безработицы и темпами роста производительности труда, сокращением инвестиций в основной капитал на фоне снижения прибылей компаний, а также низкой экономической активностью в странах - торговых партнерах России.

В условиях ухудшения настроений производителей, а также снижения доступности заемных средств для нефинансовых компаний ожидается сокращение инвестиций в основной капитал. Замедление роста реальной заработной платы и кредитования физических лиц приведет к снижению темпов роста потребительского спроса. Вместе с тем он останется основным источником экономического роста.

Положительный вклад в темпы роста ВВП в 2017 г. может внести чистый экспорт, что будет обусловлено сокращением импорта из-за снижения внутреннего спроса при сохранении положительных темпов роста экспорта.

По скорректированной стратегии МЭР основными направлениями потенциального роста ВВП будут являться поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

Первый элемент плана – создание прозрачной и понятной среды для инвестиций, куда входит предсказуемость налогов, тарифов, госзакупки, господдержка, для снижения рисков для бизнеса. Для снижения издержек по инвестициям в таких сферах, как логистика, торговля, отчетность и государственное управление планируется развитие новых технологий.

Еще один элемент развития инвестиционной среды – это темпы инвестиций. На период 2017 года инвестировать в экономику необходимо до 5 трлн. руб. Это очень большая сумма, поэтому каналы поступления финансирования должны развиваться, в том числе и за счет расширение рынков сбыта и увеличение экспортных возможностей.

Развития человеческого капитала планируется через поддержку молодого поколения и повышения производительность труда.

Переход к цифровой экономике

Цифровая экономика – это использование в различных отраслях передовых информационных технологий, которые позволяют сделать качественный рывок в развитии.
В рамках программы «Цифровая экономика» предлагается к 2025 году решить ряд задач:
  1. Адаптировать нормативную правовую базу к новым видам отношений, объектам и субъектам цифровой экономики (госрегулирование).
  2. Создать информационную инфраструктуру.
  3. Провести исследования и создать собственные технологии и платформы, обеспечивающие получение, хранение и обработку того объема данных, который создается в условиях цифровой экономики.
  4. Необходимо подготовить соответствующие кадры.
  5. Обеспечить информационную безопасность.
  6. Повысить качество использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере госуправления и образования.
  7. Внедрить прикладные решения для умного города.
  8. Создать цифровое здравоохранение.
По оценке McKinsey, объем цифровой экономики России может утроиться к 2025 году до 9,6 трлн рублей (в ценах 2015 года) при сохранении темпа роста в 10–12% в год. В 2011–2015 годах цифровая экономика в РФ выросла с 2 трлн до 3,2 трлн рублей, что составило 3,9% от ВВП. Если удастся увеличить цифровую экономику в три раза, то ее доля в ВВП вырастет до 8–10%. Предполагается, что такой рост цифровой экономики даст дополнительный прирост ВВП на уровне 5–9 трлн рублей.

ВВП РФ в 2018 году

Прогноз роста ВВП России в 2018 году: Прогноз ЦБ РФ: +1.5...+2%. Прогноз Всемирного банка: +1.4% → +1.7% → +1.5%. Прогноз Минэкономразвития: 2.1% → 1.9% → 1.8%. Прогноз ОЭСР: +1.7% → +1.8%.|В 2018 году продолжалось развитие процессов импортозамещения и расширения несырьевого экспорта, наметились дополнительные зоны роста в промышленном производстве.

По оценке Минэкономразвития России, по итогам 2018 г. российский ВВП увеличился на 2.3% и составил 74 093,3 млрд. рублей.

Объявленная демографическая программа поддержит экономический рост и снизит уровень бедности. Меры демографической политики в совокупности с доведением МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения обеспечат снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума не менее чем на 1 п. п. Одновременно они окажут благоприятное влияние на экономический рост. Каналами распространения такого влияния должны стать увеличение потребительского спроса, рост экономической активности женщин с маленькими детьми и поддержка отраслей строительства и производства строительных материалов.

Проблема российской экономики заключается не в ограничениях источников инвестиций, а в отсутствии механизмов и среды для привлечения потенциальных инвестиций, так называемый инвестиционный климат, куда входит и безопасность предпринимателей, и эффективность работы судебной и правоохранительной систем). Для улучшение условий инвестиционного климата в РФ в 2018 году планируются ряд мер (налоговых и регулятивных):

  1. Реформирование государственной системы управления.
  2. Проведение приватизации.
  3. Стимулирование инвестиций в основной капитал предприятий, что является одним из основных условий для распространения инновационной волны в экономике и перехода к интенсивному экономическому росту.
  4. Модернизация кредитно-денежной политики и бюджетной системы.
  5. Поддержка развития человеческого капитала.
  6. Стимулирование экспорта машин и оборудования.
  7. Увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ считается исходя из добавленной стоимости, производимой каждым работником, причем здесь учитываются также амортизация, страховые взносы, заработная плата).
Для выхода на рост экономики России на уровне около 3% ВВП необходимо на 5% увеличивать инвестиции. Развитие государственно-частного партнерства может стать драйвером такого привлечения инвестиций. Для целевого финансирования подобных проектов можно использовать такие инструменты, как проектное рефинансирование ЦБ, торговое рефинансирование, ипотеку и т.д.

Российская академия наук ожидает, что драйвером экономического роста в России в 2018-2035 гг. послужит строительство. По оценкам академии, рост в этой отрасли в 2021–2025 гг. составит в среднем 5,1% год. Позднее рост будет замедляться. Вклад строительства в ВВП может составить 0,45-0,75 процентного пункта в год в зависимости от региона.

Темпы роста ВВП РФ за 2018 год

КварталНоминальный ВВП, млн.Реальный ВВП, млн. (в ценах 2016 года)Темп прироста ВВП, % (к кварталу прошлого года)Дефлятор ВВП, %
122 438 099,2920 090 670,19+1.3106,7
224 823 811,2921 650 886,69+1.6110,6
327 127 183,1923 092 425,90+1.5111,6
429 486 706,6024 553 481,90+2.3111,7

Улучшение динамики ВВП в I квартале связано в первую очередь с восстановлением промышленного производства. По оценке Минэкономразвития России, существенный положительный вклад в рост ВВП также продолжают вносить небазовые виды деятельности, в том числе сегмент профессиональных услуг и финансовая деятельность.

Положительный вклад в динамику ВВП во II квартале внесло промышленное производство (0,4 п. п.), услуги, связанные с профессиональной и научной деятельностью и операциями с недвижимым имуществом (0,4-0,5 п. п.), а также финансовая деятельность и чистые налоги (примерно по 0,2 п. п.). Ускорению роста способствовало улучшение ситуации в транспортной отрасли и торговле, а также восстановление динамики строительного сектора.

Рост ВВП в 2018 г. ускорился благодаря улучшению динамики строительства, промышленности и транспорта. Строительная отрасль внесла ключевой вклад в улучшение динамики ВВП в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом. По оценке, вклад строительства в темп роста ВВП в 2018 г. составил 0,3 п.п. (-0,1 п.п. в 2017 г.). Еще одним драйвером ускорения экономического роста стала промышленность, вклад которой составил 0,6 п.п. – вдвое больше, чем годом ранее. Увеличение темпов роста промышленности также оказало позитивное влияние на сопряженную транспортную отрасль (вклад 0,2 п.п.). Напротив, торговля несколько замедлила рост, однако по итогам года внесла положительный вклад в динамику ВВП (0,2 п.п.). На протяжении 2018 г. поддержку росту ВВП также оказывал сектор услуг. Вклад сельского хозяйства в динамику ВВП в 2018 г. был слабоотрицательным на фоне ухудшения урожая ряда ключевых культур (в первую очередь зерновых) и замедления роста выпуска животноводства.

Причины роста ВВП в 2018 году

  1. Рост внутреннего потребительского спроса на отечественные товары в связи с введением продуктового эмбарго.
  2. Увеличение расходов на госзаказ

Причины спада ВВП РФ в 2018 году

  1. Снижение уровня урожая (-0.5 п.п);
  2. Снижение инвестиционного спроса;
  3. Отток иностранных инвестиций из страны;
  4. Замедление роста доходов населения.
  5. Бюджетная консолидация (сокращения бюджетного дефицита)

Меры государства для стимулирования экономики в 2018 году

Главным приоритетом в 2018 году станет повышение производительности труда. Министерство экономического развития продолжает с 2016 года реализацию десяти ключевых целей:
  1. Создание системы стратегического управления.
  2. Создание комфортной предпринимательской среды.
  3. Поддержка экспорта.
  4. Поддержка инноваций.
  5. Повышение качества госуслуг.
  6. Повышение эффективности бюджетных расходов.
  7. Повышение эффективности управления госимуществом.
  8. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Создание Небанковской депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий». Цель нового агентства - оказание гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  9. Продвижение интересов России за рубежом.
  10. Развитие институтов гражданского общества.
МЭР рассчитывает перейти на формирование долгосрочных тарифов и внедрить более тщательный контроль за закупками естественных монополий. В целях качественного планирования инфраструктурных инвестиций предполагается регулирование тарифов на срок не менее пяти лет. Повышение эффективности системы контроля затрат планируется достичь за счет совершенствования закупочной политики компаний, технологического и ценового аудита их инвестпрограмм. Малым и средним предприятиям будет расширен доступ к госзакупкам: с 2016 года 20% всего их объема будет доставаться малым предприятиям (с 2018г. - 25%). Регионы смогут предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым малым предприятиям, а также вводить патент для самозанятых граждан.
Одним из приоритетов этого года станет поддержка экспортеров путем создания финансовых инструментов страхования экспортных контрактов.

Основные риски для российской экономики в 2018 году:

  1. Внешние риски: продолжение рецессии еврозоны; ухудшение экономической ситуации в странах Азиатского региона
  2. Внутренние риски: сокращение потребительского кредитования (может привести к снижению розничного товарооборота, сокращение кредитования бизнеса); сокращение инвестиционных программ естественных монополий.

В 2018 году потенциал экономического роста РФ может быть ограничен низкими уровнем безработицы и темпами роста производительности труда, сокращением инвестиций в основной капитал на фоне снижения прибылей компаний, а также низкой экономической активностью в странах - торговых партнерах России.

В условиях ухудшения настроений производителей, а также снижения доступности заемных средств для нефинансовых компаний ожидается сокращение инвестиций в основной капитал. Замедление роста реальной заработной платы и кредитования физических лиц приведет к снижению темпов роста потребительского спроса. Вместе с тем он останется основным источником экономического роста.

Положительный вклад в темпы роста ВВП в 2018 г. может внести чистый экспорт, что будет обусловлено сокращением импорта из-за снижения внутреннего спроса при сохранении положительных темпов роста экспорта.

По скорректированной стратегии МЭР основными направлениями потенциального роста ВВП будут являться поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

Первый элемент плана – создание прозрачной и понятной среды для инвестиций, куда входит предсказуемость налогов, тарифов, госзакупки, господдержка, для снижения рисков для бизнеса. Для снижения издержек по инвестициям в таких сферах, как логистика, торговля, отчетность и государственное управление планируется развитие новых технологий.

Еще один элемент развития инвестиционной среды – это темпы инвестиций. На период 2018 года инвестировать в экономику необходимо до 5 трлн. руб. Это очень большая сумма, поэтому каналы поступления финансирования должны развиваться, в том числе и за счет расширение рынков сбыта и увеличение экспортных возможностей.

Развития человеческого капитала планируется через поддержку молодого поколения и повышения производительность труда.

Переход к цифровой экономике

Цифровая экономика – это использование в различных отраслях передовых информационных технологий, которые позволяют сделать качественный рывок в развитии.
В рамках программы «Цифровая экономика» предлагается к 2025 году решить ряд задач:
  1. Адаптировать нормативную правовую базу к новым видам отношений, объектам и субъектам цифровой экономики (госрегулирование).
  2. Создать информационную инфраструктуру.
  3. Провести исследования и создать собственные технологии и платформы, обеспечивающие получение, хранение и обработку того объема данных, который создается в условиях цифровой экономики.
  4. Необходимо подготовить соответствующие кадры.
  5. Обеспечить информационную безопасность.
  6. Повысить качество использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере госуправления и образования.
  7. Внедрить прикладные решения для умного города.
  8. Создать цифровое здравоохранение.
По оценке McKinsey, объем цифровой экономики России может утроиться к 2025 году до 9,6 трлн рублей (в ценах 2015 года) при сохранении темпа роста в 10–12% в год. В 2011–2015 годах цифровая экономика в РФ выросла с 2 трлн до 3,2 трлн рублей, что составило 3,9% от ВВП. Если удастся увеличить цифровую экономику в три раза, то ее доля в ВВП вырастет до 8–10%. Предполагается, что такой рост цифровой экономики даст дополнительный прирост ВВП на уровне 5–9 трлн рублей.

ВВП РФ в 2019 году

Прогноз роста ВВП России в 2019 году: Прогноз ЦБ РФ: +1.2...+1.7%. Прогноз Всемирного банка: +1.5% → +1.4% → +1.2% → +1.0%. Прогноз Минэкономразвития: 1.3%. Прогноз МВФ: +1.8% → +1.6%. Прогноз ОЭСР: 1.5%|В 2019 году продолжается развитие процессов импортозамещения и расширения несырьевого экспорта, наметились дополнительные зоны роста в промышленном производстве.

ВВП РФ в 2019 году составил 109,2 млрд.руб.

Объявленная демографическая программа поддержит экономический рост и снизит уровень бедности. Меры демографической политики в совокупности с доведением МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения обеспечат снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума не менее чем на 1 п. п. Одновременно они окажут благоприятное влияние на экономический рост. Каналами распространения такого влияния должны стать увеличение потребительского спроса, рост экономической активности женщин с маленькими детьми и поддержка отраслей строительства и производства строительных материалов.

Проблема российской экономики заключается не в ограничениях источников инвестиций, а в отсутствии механизмов и среды для привлечения потенциальных инвестиций, так называемый инвестиционный климат, куда входит и безопасность предпринимателей, и эффективность работы судебной и правоохранительной систем). Для улучшение условий инвестиционного климата в РФ в 2019 году планируются ряд мер (налоговых и регулятивных):

  1. Реформирование государственной системы управления.
  2. Проведение приватизации.
  3. Стимулирование инвестиций в основной капитал предприятий, что является одним из основных условий для распространения инновационной волны в экономике и перехода к интенсивному экономическому росту.
  4. Модернизация кредитно-денежной политики и бюджетной системы.
  5. Поддержка развития человеческого капитала.
  6. Стимулирование экспорта машин и оборудования.
  7. Увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ считается исходя из добавленной стоимости, производимой каждым работником, причем здесь учитываются также амортизация, страховые взносы, заработная плата).
Для выхода на рост экономики России на уровне около 3% ВВП необходимо на 5% увеличивать инвестиции. Развитие государственно-частного партнерства может стать драйвером такого привлечения инвестиций. Для целевого финансирования подобных проектов можно использовать такие инструменты, как проектное рефинансирование ЦБ, торговое рефинансирование, ипотеку и т.д.

Российская академия наук ожидает, что драйвером экономического роста в России в 2018-2035 гг. послужит строительство. По оценкам академии, рост в этой отрасли в 2021–2025 гг. составит в среднем 5,1% год. Позднее рост будет замедляться. Вклад строительства в ВВП может составить 0,45-0,75 процентного пункта в год в зависимости от региона.

Темпы роста ВВП РФ за 2019 год

КварталНоминальный ВВП, млн.Реальный ВВП, млрд. (в ценах 2016 г.)Темп прироста ВВП, % (к кварталу прошлого года)Дефлятор ВВП, %
124 944 791.1920 129 996,59+0.5123.9
226 410 242,421 828 229,6+0.7121,0
328 875 418,623 476 747,49+0.5*123,0
429 815 599,3925 154 959,90.5*118.5

Причины роста ВВП в 2019 году

  1. Рост внутреннего потребительского спроса на отечественные товары в связи с введением продуктового эмбарго.
  2. Увеличение расходов на госзаказ

Причины спада ВВП РФ в 2019 году

  1. Снижение уровня урожая (-0.5 п.п);
  2. Снижение инвестиционного спроса;
  3. Отток иностранных инвестиций из страны;
  4. Замедление роста доходов населения.
  5. Бюджетная консолидация (сокращения бюджетного дефицита)

Меры государства для стимулирования экономики в 2019 году

Главным приоритетом в 2019 году станет повышение производительности труда. Министерство экономического развития продолжает с 2016 года реализацию десяти ключевых целей:
  1. Создание системы стратегического управления.
  2. Создание комфортной предпринимательской среды.
  3. Поддержка экспорта.
  4. Поддержка инноваций.
  5. Повышение качества госуслуг.
  6. Повышение эффективности бюджетных расходов.
  7. Повышение эффективности управления госимуществом.
  8. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). Создание Небанковской депозитно-кредитная организации «Агентство кредитных гарантий». Цель нового агентства - оказание гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.
  9. Продвижение интересов России за рубежом.
  10. Развитие институтов гражданского общества.
МЭР рассчитывает перейти на формирование долгосрочных тарифов и внедрить более тщательный контроль за закупками естественных монополий. В целях качественного планирования инфраструктурных инвестиций предполагается регулирование тарифов на срок не менее пяти лет. Повышение эффективности системы контроля затрат планируется достичь за счет совершенствования закупочной политики компаний, технологического и ценового аудита их инвестпрограмм. Малым и средним предприятиям будет расширен доступ к госзакупкам: с 2016 года 20% всего их объема будет доставаться малым предприятиям (с 2018г. - 25%). Регионы смогут предоставлять двухлетние налоговые каникулы новым малым предприятиям, а также вводить патент для самозанятых граждан.
Одним из приоритетов этого года станет поддержка экспортеров путем создания финансовых инструментов страхования экспортных контрактов.

Основные риски для российской экономики в 2019 году:

  1. Внешние риски: продолжение рецессии еврозоны; ухудшение экономической ситуации в странах Азиатского региона
  2. Внутренние риски: сокращение потребительского кредитования (может привести к снижению розничного товарооборота, сокращение кредитования бизнеса); сокращение инвестиционных программ естественных монополий.

В 2019 году потенциал экономического роста РФ может быть ограничен низкими уровнем безработицы и темпами роста производительности труда, сокращением инвестиций в основной капитал на фоне снижения прибылей компаний, а также низкой экономической активностью в странах - торговых партнерах России.

В условиях ухудшения настроений производителей, а также снижения доступности заемных средств для нефинансовых компаний ожидается сокращение инвестиций в основной капитал. Замедление роста реальной заработной платы и кредитования физических лиц приведет к снижению темпов роста потребительского спроса. Вместе с тем он останется основным источником экономического роста.

Положительный вклад в темпы роста ВВП в 2019 г. может внести чистый экспорт, что будет обусловлено сокращением импорта из-за снижения внутреннего спроса при сохранении положительных темпов роста экспорта.

По скорректированной стратегии МЭР основными направлениями потенциального роста ВВП будут являться поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

Первый элемент плана – создание прозрачной и понятной среды для инвестиций, куда входит предсказуемость налогов, тарифов, госзакупки, господдержка, для снижения рисков для бизнеса. Для снижения издержек по инвестициям в таких сферах, как логистика, торговля, отчетность и государственное управление планируется развитие новых технологий.

Еще один элемент развития инвестиционной среды – это темпы инвестиций. На период 2019 года инвестировать в экономику необходимо до 5 трлн. руб. Это очень большая сумма, поэтому каналы поступления финансирования должны развиваться, в том числе и за счет расширение рынков сбыта и увеличение экспортных возможностей.

Развития человеческого капитала планируется через поддержку молодого поколения и повышения производительность труда.

Переход к цифровой экономике

Цифровая экономика – это использование в различных отраслях передовых информационных технологий, которые позволяют сделать качественный рывок в развитии.
В рамках программы «Цифровая экономика» предлагается к 2025 году решить ряд задач:
  1. Адаптировать нормативную правовую базу к новым видам отношений, объектам и субъектам цифровой экономики (госрегулирование).
  2. Создать информационную инфраструктуру.
  3. Провести исследования и создать собственные технологии и платформы, обеспечивающие получение, хранение и обработку того объема данных, который создается в условиях цифровой экономики.
  4. Необходимо подготовить соответствующие кадры.
  5. Обеспечить информационную безопасность.
  6. Повысить качество использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере госуправления и образования.
  7. Внедрить прикладные решения для умного города.
  8. Создать цифровое здравоохранение.
По оценке McKinsey, объем цифровой экономики России может утроиться к 2025 году до 9,6 трлн рублей (в ценах 2015 года) при сохранении темпа роста в 10–12% в год. В 2011–2015 годах цифровая экономика в РФ выросла с 2 трлн до 3,2 трлн рублей, что составило 3,9% от ВВП. Если удастся увеличить цифровую экономику в три раза, то ее доля в ВВП вырастет до 8–10%. Предполагается, что такой рост цифровой экономики даст дополнительный прирост ВВП на уровне 5–9 трлн рублей.

ВВП РФ в 2020 году

Прогноз роста ВВП России в 2020 году: Прогноз ЦБ РФ: +1.2...+1.7%. Прогноз Всемирного банка: +1.5% → +1.4% → +1.2% → +1.0%. Прогноз Минэкономразвития: 1.3%. Прогноз МВФ: +1.8% → +1.6%. Прогноз ОЭСР: 1.5%|В 2020 году продолжается развитие процессов импортозамещения и расширения несырьевого экспорта, наметились дополнительные зоны роста в промышленном производстве.

ВВП РФ в 2020 году составил 106,6 млрд.руб. Падение по сравнению с 2019 годом составило -3.1%.

Объявленная демографическая программа поддержит экономический рост и снизит уровень бедности. Меры демографической политики в совокупности с доведением МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения обеспечат снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума не менее чем на 1 п. п. Одновременно они окажут благоприятное влияние на экономический рост. Каналами распространения такого влияния должны стать увеличение потребительского спроса, рост экономической активности женщин с маленькими детьми и поддержка отраслей строительства и производства строительных материалов.

Проблема российской экономики заключается не в ограничениях источников инвестиций, а в отсутствии механизмов и среды для привлечения потенциальных инвестиций, так называемый инвестиционный климат, куда входит и безопасность предпринимателей, и эффективность работы судебной и правоохранительной систем). Для улучшение условий инвестиционного климата в РФ в 2020 году планируются ряд мер (налоговых и регулятивных):

  1. Реформирование государственной системы управления.
  2. Проведение приватизации.
  3. Стимулирование инвестиций в основной капитал предприятий, что является одним из основных условий для распространения инновационной волны в экономике и перехода к интенсивному экономическому росту.
  4. Модернизация кредитно-денежной политики и бюджетной системы.
  5. Поддержка развития человеческого капитала.
  6. Стимулирование экспорта машин и оборудования.
  7. Увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ считается исходя из добавленной стоимости, производимой каждым работником, причем здесь учитываются также амортизация, страховые взносы, заработная плата).
Для выхода на рост экономики России на уровне около 3% ВВП необходимо на 5% увеличивать инвестиции. Развитие государственно-частного партнерства может стать драйвером такого привлечения инвестиций. Для целевого финансирования подобных проектов можно использовать такие инструменты, как проектное рефинансирование ЦБ, торговое рефинансирование, ипотеку и т.д.

Российская академия наук ожидает, что драйвером экономического роста в России в 2018-2035 гг. послужит строительство. По оценкам академии, рост в этой отрасли в 2021–2025 гг. составит в среднем 5,1% год. Позднее рост будет замедляться. Вклад строительства в ВВП может составить 0,45-0,75 процентного пункта в год в зависимости от региона.

Темпы роста ВВП РФ за 2020 год

КварталНоминальный ВВП, млн.Реальный ВВП, млрд. (в ценах 2016 г.)Темп прироста ВВП, % (к кварталу прошлого года)Дефлятор ВВП, %
125 317 665.6920 458 691,69+1.5123.8
223 288 183,920 076 183,79-11.8116,0
327 941 338,6922 688 760,49-3.2123,2
430 059 362,5122 226 954,730.8135.2

Причины роста ВВП в 2020 году

  1. Рост несырьевого неэнергетического экспорта на фоне падения продаж нефти и газа из-за эпидемиологической ситуации (на 160 млрд. долларов).
  2. Увеличение расходов на госзаказ
Главными драйверами роста стали драгоценные металлы, а также продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Причины спада ВВП РФ в 2020 году

  1. Необоснованное закрытие производств и сферы услуг в период пандемии;
  2. Снижение инвестиционного спроса;
  3. Отток иностранных инвестиций из страны;
  4. Замедление роста доходов населения.
  5. Бюджетная консолидация (сокращения бюджетного дефицита)

Валовый национальный продукт

ВКонтакте +7 912 459 33 67